При сопоставлении показателей уровня развития
коммуникативных умений до проведения формирующего эксперимента и после проведения, использованием критерия Вилкоксона, было получено следующее: интенсивность сдвигов в сторону увеличения уровня развития
продуктивности
и устойчивости внимания превышает интенсивность сдвигов в сторону ее уменьшения.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что работа по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры оказалась эффективной.
Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры в ДОУ.
Цель
данного исследования: рассмотреть в теории и проверить на практике развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в ДОУ.
Опытно-экспериментальное исследование включает в себя следующие этапы:
1.
Подготовительный:
изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение основополагающих понятий темы исследования, проведение психолого-педагогической диагностики
– ноябрь 2006 г.
2.
Основной:
анализ результатов психолого-педагогической диагностики, внедрение психолого-педагогической программы – ноябрь 2006 – март 2007 г.
3.
Заключительный:
анализ результатов внедрения психолого-педагогической программы с применением метода математической статистики – март 2007 г.
Методика, примененная для психодиагностики уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, была взята из книги «Психолог в дошкольном учреждении» (с. 95–98).
В психолого-педагогическом исследовании принимала участие группа из 25 детей.
Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (64%) преобладает низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали один-два варианта игры и не всегда могли рассказать ее ход, затруднялись или отказывались распределить роли, долго обдумывали свой выбор, брали с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от них по возрасту. Иногда предлагали манипулятивные или деструктивные игры.
У остальных детей (36%) – высокий уровень. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивалось двумя). Данные дети предлагали несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказывали о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.
По итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что дети данной группы нуждаются в занятиях по развитию коммуникативных умений навыков общения.
С целью подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования, была разработана, внедрена и апробирована программа развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Цель программы:
развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (80%) преобладает высокий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивалось двумя). Данные дети предлагали несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказывали о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.
Статьи по теме:
Диана Гурцкая
Известная певица Диана Гурцкая - единственная в России незрячая звезда, которая добилась успеха среди обыкновенных людей с нормальным зрением. Диана Гурцкая родилась в Абхазии, в Сухуми в семье бывшего шахтера и бывшего педагога. В раннем детстве девочка ничем не отличалась от остальных маленьких д ...
Обзор литературы по актуальности проблемы
потенциала успеха и ситуации успеха
В процессе анализа психологической литературы и периодики обнаружили, что, несмотря на признание актуальности проблемы использования психолого-педагогического потенциала успеха и ситуации успеха, специальных научных исследований в этой сфере практически не проводилось. Исключение составляют косвенн ...
Методика и ход проведения исследования
Для изучения мотивационной сферы старших подростков было проведено исследование, которое проводилось на базе школы № 1 п.г.т. Ижморского в следующих классах. класс 9"А" - 22 человека; класс 9"Б" - 24 человека. Цель исследования: провести анализ мотивационной сферы у учащихся шко ...