Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

Страница 3

При сопоставлении показателей уровня развития

коммуникативных умений до проведения формирующего эксперимента и после проведения, использованием критерия Вилкоксона, было получено следующее: интенсивность сдвигов в сторону увеличения уровня развития

продуктивности

и устойчивости внимания превышает интенсивность сдвигов в сторону ее уменьшения.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что работа по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры оказалась эффективной.

Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Цель

данного исследования: рассмотреть в теории и проверить на практике развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Опытно-экспериментальное исследование включает в себя следующие этапы:

1.

Подготовительный:

изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение основополагающих понятий темы исследования, проведение психолого-педагогической диагностики

– ноябрь 2006 г.

2.

Основной:

анализ результатов психолого-педагогической диагностики, внедрение психолого-педагогической программы – ноябрь 2006 – март 2007 г.

3.

Заключительный:

анализ результатов внедрения психолого-педагогической программы с применением метода математической статистики – март 2007 г.

Методика, примененная для психодиагностики уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, была взята из книги «Психолог в дошкольном учреждении» (с. 95–98).

В психолого-педагогическом исследовании принимала участие группа из 25 детей.

Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (64%) преобладает низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали один-два варианта игры и не всегда могли рассказать ее ход, затруднялись или отказывались распределить роли, долго обдумывали свой выбор, брали с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от них по возрасту. Иногда предлагали манипулятивные или деструктивные игры.

У остальных детей (36%) – высокий уровень. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивалось двумя). Данные дети предлагали несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказывали о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.

По итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что дети данной группы нуждаются в занятиях по развитию коммуникативных умений навыков общения.

С целью подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования, была разработана, внедрена и апробирована программа развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Цель программы:

развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (80%) преобладает высокий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивалось двумя). Данные дети предлагали несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказывали о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Характеристика урока физической культуры с детьми младшего школьного возраста
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных зад ...

Педагогические условия реализации стратегии интерактивных методов обучения
Изменения в деятельности на занятии, вызванные использованием методов активного обучения, требуют от учащегося «вхождения в неизвестность»: в его жизненном опыте не представлены ни новые правила деятельности, ни алгоритмы действий, не определен его новый статус в изменившейся ситуации. Раньше он по ...

Литературные интересы учащихся средних и старших классов, роль чтения в жизни современных подростков
Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к парадоксу. Внедряя все более активно в нашу жизнь и деятельность новые информационные и комму ...

Категории