Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры.
Цель
данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста (5 лет), воспитанников ДОУ, средствами сюжетно-ролевой игры.
Опытно-экспериментальное исследование включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный:
изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, определение основополагающих понятий темы исследования, проведение психолого-педагогической диагностики
– ноябрь 2006 г.
2.
Основной:
анализ результатов психолого-педагогической диагностики, внедрение психолого-педагогической программы – ноябрь 2006 – март 2007 г.
3. Заключительный:
анализ результатов внедрения психолого-педагогической программы с применением метода математической статистики – март 2007 г.
Методика, примененная для психодиагностики уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, была взята из книги «Психолог в дошкольном учреждении» .
В психолого-педагогическом исследовании принимала участие группа из 25 детей.
В результате проведенной первичной психодиагностики были получены следующие результаты:
– 36% детей (9 человек) – высокий уровень развития коммуникативных умений;
- 24% детей (6 человек) – средний уровень развития коммуникативных умений;
- 40% детей (10 человек) – низкий уровень развития коммуникативных умений.
По итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что дети данной группы нуждаются в занятиях по развитию коммуникативных умений.
С целью подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования, была разработана, внедрена и апробирована программа развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Цель программы:
развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
В ходе проведения программы дети стали активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже стали возникать конфликтные ситуации среди детей. Дети стали проявлять больший интерес к сюжетным играм, повысилась дисциплина, организованность детей, расширялись сведения об окружающем, обогащался и активизировался словарь детей, повысился интерес к трудовой и познавательной деятельности, улучшились взаимоотношения между детьми в группе.
Для иллюстрации проведенной работы, приведем описание одного из занятий.
Воспитатель приглашает детей собраться вокруг себя на ковре. Когда дети собираются, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним руку (или отдает честь), подводит детей друг к другу и знакомит их.
Дети начинают «перевоплощаться» в своих любимых игрушек, ходят по группе молча, стараются не шуметь. Девочки изображают в основном кукол, мальчики – роботов, машины, «суперменов». После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Дети угадывают почти всех «игрушек». Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.
Статьи по теме:
Рекомендации по
использованию ИКТ в образовательном процессе
Урочная деятельность Уроку с использованием ИКТ свойственно следующее: Ø принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; Ø управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; Ø интерактивность и диалоговый характер ...
Роль игры в психологическом развитии ребенка
В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребенка. По мнению отечественных психологов в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой ...
Группировка содержания теоретического обучения в соответствии с объектом
изучения и видом деятельности специалиста
Далее на основе тактических целей обучения следует разработка программ теоретической ("Спецтехнология") и практической ("Производственное обучение") профессиональной подготовки специалиста. Чтобы определить темы программы профессиональной теоретической подготовки специалиста, не ...