Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

Страница 2

Таким образом, игровая деятельность явилась одним из психолого-педагогических средств развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

В результате проведенной повторной психодиагностики были получены следующие результаты :

– 52% детей (13 человек) – высокий уровень развития коммуникативных умений;

- 28% детей (7 человек) – средний уровень развития коммуникативных умений;

- 20% детей (5 человек) – низкий уровень развития коммуникативных умений.

Анализируя полученные при проведении психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (80%) преобладает высокий и средний уровень развития коммуникативных умений. В процессе обследования данные дети предлагали разнообразные, четкие по замыслу предложения по совместной игре. Они легко выбирали партнеров-ровесников (причем их количество часто не ограничивалось двумя). Данные дети предлагали несколько вариантов сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций или игр с правилами, рассказывали о ходе игры, ее правилах, распределении ролей.

У остальных детей (20%) – низкий уровень. В процессе обследования данные дети предлагали один-два варианта игры и не всегда могли рассказать ее ход, затруднялись или отказывались распределить роли, долго обдумывали свой выбор, брали с собой в лучшем случае одного партнера-ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от них по возрасту. Иногда предлагали манипулятивные или деструктивные игры.

По итогам психодиагностического исследования можно сделать вывод о том, что программа развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста успешно реализована.

Для сопоставления показателей уровня развития коммуникативных умений, полученных в ноябре 2006 г. с показателями, полученными в марте 2007 г., используем критерий Вилкоксона.

Критерий Вилкоксона позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Ограничения критерия: минимальное количество испытуемых, прошедших измерения в двух условиях – 5 человек, максимальное количество испытуемых – 50 человек. Нулевые сдвиги из рассмотрения исключаются, количество наблюдений уменьшается на количество этих нулевых сдвигов.

Количество испытуемых в нашем исследовании (n=25) позволяет использовать данный метод для математического анализа.

При сопоставлении показателей уровня развития

коммуникативных умений до проведения формирующего эксперимента и после проведения, использованием критерия Вилкоксона, было получено следующее: интенсивность сдвигов в сторону увеличения уровня развития

продуктивности

и устойчивости внимания превышает интенсивность сдвигов в сторону ее уменьшения.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что работа по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры оказалась эффективной.

Проанализировав полученные при проведении первичной психодиагностики результаты, можно сделать вывод о том, что у большинства детей данной группы (64%) преобладает низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. У остальных детей (36%) – высокий уровень.

Таким образом, по итогам психодиагностического исследования был сделан вывод о том, что дети данной группы нуждаются в занятиях по развитию коммуникативных умений.

Нами была разработана и внедрена программа по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста. В ходе реализации программы дети стали проявлять больший интерес к сюжетным играм, повысилась дисциплина, организованность детей, расширялись сведения об окружающем, обогащался и активизировался словарь детей, повысился интерес к трудовой и познавательной деятельности, улучшились взаимоотношения между детьми в группе.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры явились одним из психолого-педагогических средств развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Влияние ДЦП на речевое развитие ребенка дошкольного возраста
«Речь – это высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция – обеспечение общения, а в интеллектуальном плане – это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категориального мышления. Ни одна сколько-нибудь ...

Государственная политика в области социальной защиты детей
Нестабильная экономическая обстановка и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей и возможности семьи ...

Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству
В современной литературе встречается большое количество наработок в данной сфере. Рассмотрим схему построения программы внеурочной деятельности по социальному направлению на примере проектов: 1. Проект «Классная клумба»; 2. Проект «Добрые дела для моего класса»; 3. Проект «Наши руки не знают скуки» ...

Категории