Общая характеристика нарушений чтения

Страница 1

Чтение - сложный психофизический процесс, который осуществляется благодаря деятельности анализаторов различных мозговых систем: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Техническая сторона чтения – это узнавание букв, соотнесение зрительного образа с его звуковой формой и слитное произнесение слога и слова. Смысловая сторона, понимание прочитанного – это основная цель чтения. Техническая и смысловая стороны чтения тесно взаимосвязаны.

В процессе чтения движение глаз чтеца по строке происходит быстрыми скачками, от одной точки фиксации до другой. Восприятие читаемого текста происходит только в момент остановки, в момент фиксации. Время остановок в 15-20 раз превышает время скольжения глаз по строке. Движение глаз происходит не только вперед, но и назад, к ранее уже прочитанному тексту (регрессия). Количество фиксаций не зависит от количества слов или букв в строке (остановки могут быть и на середине слова), оно определяется звукослоговой структурой слова и тем, насколько слово узнаваемо, в каком смысле употреблено, в прямом или в переносном.

Количество и длительность регрессий зависит от сложности текста, его значимости, от установки читающего. Опытный чтец воспринимает одновременно слово или группу слов, не игнорируя их буквенный состав, узнает слово целиком, количество регрессий у него малое. В процессе узнавания ориентиром служат доминирующие, характерные буквы, а также буквы с выступающими над строкой элементами. Скорость чтения и точность зрительного восприятия слова зависит от длины слова, графического начертания букв, характера элементов букв, от размеров поля зрительного восприятия.

Чтение ускоряет смысловая догадка – узнавание слова по смыслу ранее прочитанной части текста. Смысловая догадка способствует целостному восприятию и более точному осознанию текста. С другой стороны, смысловая догадка, которая недостаточно контролируется зрительным восприятием, часто является причиной ошибок: замены и пропуска слов, перестановки звуков в слове, аграмматизмов.

Чтение взрослого человека представляет собой сформированное действие, навык. В процессе формирования навыка чтение проходит ряд качественных ступеней, этапов, причем на каждом предыдущем этапе создаются предпосылки формирования нового, качественно более высокого.

Т.Г. Егоров выделял в своих работах четыре ступени формирования навыка чтения:

1. Овладение звуко-буквенными обозначениями;

2. Послоговое чтение;

3. Ступень становления синтетических приемов чтения;

4. Ступень синтетического чтения.

Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, трудностями, задачами и приемами овладения.

1 ступень овладения звуко-буквенными обозначениями осуществляется в добукварный и букварный период: дети анализируют речевой поток, предложение, делят слова на слоги и звуки, выделяют звуки, соотносят их с буквами, с их графическим изображением. Затем осуществляется синтез букв в слоги и слова, прочитанное слово соотносится со словом устной речи. Успешное и точное усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

1. Фонематического восприятия: дифференциации, различения фонем;

2. Фонематического анализа: возможности выделения звуков из речи;

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

От функционирующего к развивающемуся ДОУ
Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. Управление в учреждении этого типа носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам. Переход к ситуативному управлению детским садом по результатам озна ...

Семейные традиции
Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей. Воспитание ребёнка начинается с ...

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя
Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности дейст ...

Категории