Чтение - сложный психофизический процесс, который осуществляется благодаря деятельности анализаторов различных мозговых систем: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Техническая сторона чтения – это узнавание букв, соотнесение зрительного образа с его звуковой формой и слитное произнесение слога и слова. Смысловая сторона, понимание прочитанного – это основная цель чтения. Техническая и смысловая стороны чтения тесно взаимосвязаны.
В процессе чтения движение глаз чтеца по строке происходит быстрыми скачками, от одной точки фиксации до другой. Восприятие читаемого текста происходит только в момент остановки, в момент фиксации. Время остановок в 15-20 раз превышает время скольжения глаз по строке. Движение глаз происходит не только вперед, но и назад, к ранее уже прочитанному тексту (регрессия). Количество фиксаций не зависит от количества слов или букв в строке (остановки могут быть и на середине слова), оно определяется звукослоговой структурой слова и тем, насколько слово узнаваемо, в каком смысле употреблено, в прямом или в переносном.
Количество и длительность регрессий зависит от сложности текста, его значимости, от установки читающего. Опытный чтец воспринимает одновременно слово или группу слов, не игнорируя их буквенный состав, узнает слово целиком, количество регрессий у него малое. В процессе узнавания ориентиром служат доминирующие, характерные буквы, а также буквы с выступающими над строкой элементами. Скорость чтения и точность зрительного восприятия слова зависит от длины слова, графического начертания букв, характера элементов букв, от размеров поля зрительного восприятия.
Чтение ускоряет смысловая догадка – узнавание слова по смыслу ранее прочитанной части текста. Смысловая догадка способствует целостному восприятию и более точному осознанию текста. С другой стороны, смысловая догадка, которая недостаточно контролируется зрительным восприятием, часто является причиной ошибок: замены и пропуска слов, перестановки звуков в слове, аграмматизмов.
Чтение взрослого человека представляет собой сформированное действие, навык. В процессе формирования навыка чтение проходит ряд качественных ступеней, этапов, причем на каждом предыдущем этапе создаются предпосылки формирования нового, качественно более высокого.
Т.Г. Егоров выделял в своих работах четыре ступени формирования навыка чтения:
1. Овладение звуко-буквенными обозначениями;
2. Послоговое чтение;
3. Ступень становления синтетических приемов чтения;
4. Ступень синтетического чтения.
Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, трудностями, задачами и приемами овладения.
1 ступень овладения звуко-буквенными обозначениями осуществляется в добукварный и букварный период: дети анализируют речевой поток, предложение, делят слова на слоги и звуки, выделяют звуки, соотносят их с буквами, с их графическим изображением. Затем осуществляется синтез букв в слоги и слова, прочитанное слово соотносится со словом устной речи. Успешное и точное усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:
1. Фонематического восприятия: дифференциации, различения фонем;
2. Фонематического анализа: возможности выделения звуков из речи;
Статьи по теме:
Организация исследования
и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
Организация исследования. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования; На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня эстетического развития. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по эстетическому воспитанию. Обобщались и системат ...
Успешная сдача зачета и экзаменов
Зачеты служат формой оценки усвоения учебного материала дисциплин, выполнения курсовых проектов (работ), а также выполнения программ учебной и производственной практики. Зачеты могут быть дифференцированными (с оценкой) и не дифференцированными. Форма и сроки проведения зачетов устанавливаются рабо ...
Особенности урока физической культуры
с детьми младшего школьного возраста
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психическ ...