Общая характеристика нарушений чтения

Страница 4

В современной специальной литературе полное отсутствие чтения обозначает термин алексия, понятия же дислексия, дислексия развития или эволюционная дислексия обозначают частичные расстройства овладения чтением, отличающиеся от тех случаев, когда акт чтения распадается в результате поражений коры головного мозга.

Определения дислексии разнообразны. М.Е. Хватцев определял дислексию как "частично расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения: пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропускам предлогов, союзов, замещением слов, пропускам строчек". Специальная группа исследователей Всемирной федерации неврологии дала определение: специфическая дислексия развития – это нарушение, представляющее собой трудность овладения чтением, несмотря на нормальное обучение, нормальный интеллект и хорошие социально-культурные условия, которое не позволяет отграничить дислекию от других нарушений чтения.

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста определяет дислексию как "нарушения формирования навыка чтения, которое проявляется в неузнавании букв, невозможности соотнести графическое изображение буквы с соответствующим звуком и связанное с этим неверное считывание… Дефекты чтения такого рода наблюдаются при парциальной задержке развития в связи резидуальными последствиями раннего органического поражения головного мозга и тесно связаны с нарушениями речи типа моторной и сенсорной алалии".

Целесообразно использовать в данной работе следующее определение: дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением .

Симптоматика (проявления) дислексий определяется по-разному в зависимости от понимания сущности этих нарушений. Есть авторы, фиксирующие только непосредственно нарушения чтения, рассматривая нарушения устной речи, моторики и пространственных представлений как патогенетические факторы дислексических нарушений (Ж. Ажуриагерра, С. Борель-Мезонни, М.Е.Хватцев и др.). Другие авторы (К.Лонай, М.Куцем и др.) считают нарушения чтения одним из симптомов нарушений устной речи, моторики, пространственной ориентации, и предполагают все это следствием расстройства той области мозговой коры, где происходит синтез слуховых и зрительных возбуждений. К. Лонай предполагал, что при дислексии нарушаются практические и гностические процессы, слуховые и зрительные, преимущественно в речевой системе. Некоторые авторы включают в симптоматику дислексии и аффективные нарушения. Но правильнее отделять проявления дислексии от часто сопровождающих нарушения чтения факторов патогенетического характера. Ошибки чтения при дислексии типичные, характерные, повторяющиеся, имеют стойкий характер.

Дислексия проявляется в замедлении процесса владения чтением, в замедлении темпа, скорости чтения, наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения (хаотические, беспорядочные, неравномерные, скачкообразные). Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций.

При дислексиях наблюдаются стойкие и специфические ошибки чтения:

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Содержание опытно-экспериментального исследования
Эксперимент – центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогике и педагогической психологии. Для эксперимента характерно активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими ...

Значение географического образования
Географическое образование можно рассматривать как образование, имеющее: абсолютную ценность, то есть ценность, присущую географии как предмету, развивающему мыслительные способности; относительную ценность, то есть ценность, обусловливаемую связью географии с другими предметами независимо от того, ...

Анализ групповой коррекционно-профилактической работы
Тренинг в 6-А классе прошел успешно. Поставленные цели и задачи были достигнуты. Используемые упражнения, задания соответствовали им. 6-А класс состоит из 29 человек. Ребята увлеклись темой задания, контакт с ними было найти не очень трудно. Правила тренинговой группы предлагались мной на обсуждени ...

Категории