Общая характеристика нарушений чтения

Страница 2

3.Зрительного анализа и синтеза: способности определять сходство и различие букв;

4. Пространственных представлений;

5. Зрительного мнезиса: возможности запоминания зрительного образа букв.

Для этой ступени характерна трудность слияния звуков в слоги. Для преодоления этой трудности нужен достаточный уровень фонематического развития детей: умение различать и выделять звуки, иметь четкие представления о звуковом составе слога и слова.

Понимание читаемого отстает от зрительного восприятия слова, осознание слова осуществляется только после произнесения слова вслух, нередко ребенок повторяет слово, чтобы узнать его, смысловая догадка почти не используется.

Вторая ступень - слогового чтения - предполагает безошибочное узнавание букв и слияние звуков в слоги. Единица чтения - слог, способ чтения аналитический: ребенок читает слово по слогам, объединяет слоги в слово, осмысливает прочитанное, может повторять слово, особенно длинное и трудное, чтобы узнать его и восстановить потерянную смысловую связь, смысловая догадка начинает играть роль. Наблюдаются трудности синтеза (объединения слогов в слово, особенно длинное, сложное по структуре) и трудности установления грамматических связей между словами в предложении.

Третья ступень становления целостных приемов восприятия является переходной ступенью от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова дети читают целостно, а малознакомые и трудные по структуре читают по слогам. Смысловая догадка играет важную роль, наблюдается угадывающее чтение. Появляются ошибки чтения - вербальные парафазии и аграмматизмы, поскольку дети не могут быстро и точно проконтролировать смысловую догадку с помощью зрительного восприятия и часто заменяют слова и окончания слов. Наблюдаются частые регрессии, догадка имеет место на уровне предложения, а не текста, синтез слов в предложении относительно сформирован.

4 ступень синтетического чтения характеризуется целостными приемами чтения: дети читают целыми словами, группами слов, техническая сторона чтения их не затрудняет, процессы осмысления содержания превалируют над процессами восприятия. Осуществляется синтез слов в предложении и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и смыслом, логикой всего текста и контролируется достаточно развитым целостным восприятием, ошибки чтения редкие. Понимание прочитанного определяется уровнем развития познавательной деятельности ребенка и сформированности грамматического строя его речи, объемом его словаря.

Таким образом, условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношение, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, развитие пространственных представлений, зрительного мнезиса.

Нарушения чтения у детей – дислексии - являются одной из самых актуальных проблем логопедии. Дислексии оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление и определение патогенеза нарушений чтения каждого ребенка, отграничение дислексии от ошибок чтения другого характера очень важно для работы по коррекции нарушений чтения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Помощь детям в кризисной ситуации
Кризис можно определить как: 1. резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние; 2. острое затруднение с чем-либо (преимущественно о предметах, продуктах потребления, тяжелое положение. В жизни ребенка существуют несколько факторов, которые могут породить кризисную ситуацию: развод ...

Методологические основы использования игровых приемов в овладении иностранным языком
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно спос ...

Задачи и функции средств обучения
Применение средств обучения коренным образом изменят структуру урока, помогает с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение, сократить время на передачу информации и контроль за ее ...

Категории