Представление о симптоматики, сущности и механизмах нарушений чтений складывалось постепенно. В литературе конца XIX и начала XX в. патологии чтения и письма признавались единым расстройством письменной речи, характерным, по наблюдениям Ф. Бахмана и Б. Энглера, только для детей с умственной отсталостью. Позднее многие исследователи стали считать нарушения чтения самостоятельной патологией речевой деятельности .
Английские врачи-оккулисты Керр и Морган стали родоначальниками в области теории нарушений чтения. Окулист из г. Глазго Д. Гиншельвуд (1900 и 1907 гг.) ввел термин "алексия" для обозначения расстройства чтения. Возникли две противоположные точки зрения на симптоматику нарушений чтения: либо это симптом умственной отсталости, либо изолированное нарушение. Авторы, отстаивающие изолированный характер нарушений чтения, по-разному рассматривали природу этого расстройства. Ф. Варбург и П. Раншбург считали, что механизмом дислексии является нарушение зрительных образов, определяя дефекты чтения как "врожденную словесную слепоту". Раншбург в своих исследованиях выявил, что в основе этой патологии лежит ограниченное поле зрительного восприятия, и впервые стал отделять от тяжелых легкие степени нарушений чтения, обозначив их термином "легастения". В дальнейшем произошла дифференциация понятий дислексия и дисграфия, алексия и аграфия.
Менялось и понимание природы нарушений чтения. Иллинг считал, что главное в алексии – это трудность ассоциации и диссоциации, невозможность схватить целостность слова и фразы, и выделял ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения: 1) овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука; 2) соотнесение звука с буквой; 3) синтез букв в слово; 4) способность расчленять слова на оптические и акустические элементы; 5) определение ударения, мелодии слова, изменяющихся гласных слова; 6) понимание прочитанного. О. Ортон (1937) выявил, что алексию вызывают не только моторные затруднения, но и нарушения сенсорного характера. Отечественный клиницист-невропатолог Р.А.Ткачев, изучая детей с врожденными нарушениями чтения, сделал вывод, что в основе алексии лежат мнестические нарушения (нарушения памяти): если последние слоги слова ребенок удерживает в памяти, то первые слоги забывает, искажает, заменяет из-за слабости ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков. Автор считает это влиянием наследственных факторов, причем интеллект может сохранным.
Его коллега С.С. Мнухин считает, что общей психопатологической основой нарушений чтения, от сложных проявлений в виде алексии и аграфии вплоть до элементарных в виде расстройства "рядоговорения" (то есть механического воспроизведения рядов: порядковый счет, дней недели, месяцев года), является нарушение функции структурообразования. Это нарушение, в свою очередь, может быть обусловлено наследственной отягощенностью различной степени выраженности, алкоголизмом, психопатиией и эпилепсией родителей, тяжелыми родами, родовыми травмами, семейной предрасположенностью к таким нарушениям. В 30-х гг. XX века при изучении нарушений чтения у детей психологи, педагоги и дефектологи отмечали определенную зависимость между нарушениями чтения и дефектами устной речи и слуха (Ф.А. Рау, Р. М. Боскис, Р. Е. Левина) .
Статьи по теме:
Оценка качества образования по итогам дошкольной образовательной ступени
Оценка результатов дошкольного образования рассматривается как определение готовности к школьному обучению. Во всех рассматриваемых образовательных системах, кроме Великобритании, проведение такой оценки не является обязательным и не сопровождается получением специального сертификата. Однако дошкол ...
Методическая разработка практического занятия на тему: «Будем здоровы»
Для поддержания психологически здорового климата в коллективе необходимым условием является эффективное общение и благоприятные межличностные отношения. Для создания таких отношений следует проводить различные мероприятия, например, тренинги сплочения. Этап Упражнение Цель Материалы Время, мин Знак ...
Значение овладения устной речью глухими дошкольниками
Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Ж.И. Шиф, Р.М. Боскис и др. Методы формирования устной речи у глухих детей раннего и дошко ...