Основы изучения имени прилагательного в начальной школе

Страница 3

Учитель показывает предмет или рисунок предмета, учащиеся называют его признаки и записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Лента (какая?) синяя, широкая…

Осознанию учащимися роли имен прилагательных в речи способствует задание, направленное на сравнение текстов, содержащих имена прилагательные, с текстами, в которых данная часть речи отсутствует. В процессе работы обращается внимание учеников на то, что имена прилагательные способствуют точности описания.

Правильная постановка вопросов «Какой? Какая? Какое?» по своей сути связана с пониманием синтаксической зависимости имен прилагательных от имен существительных. Поскольку с категорией рода учащиеся знакомятся только во II классе, первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов: помидор (какой?) спелый, слива (какая?) спелая, яблоко (какое?) спелое. Распознавание слов, отвечающих на вопрос «Какие?», и слов, отвечающих на вопросы «Какой? Какая? Какое?» (единственное и множественное число), целесообразно связать с наблюдениями над количеством предметов. Это вносит элемент осознанности в действия учащихся.

Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные, например, описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, зверей. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями, учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений:

1. Распространение предложений.

2. Восстановление деформированных предложений.

3. Составление рассказов по картинке и опорным словам.

Такого вида упражнения развивают умение не только точно, но и грамматически правильно употреблять слова, учитывая связь прилагательного с именем существительным.

Второй этап (II класс) в основном направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи.

Формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью предлагаются задания на классификацию слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого сделан предмет, и т. п. и обобщение особенностей таких слов. В качестве существенных свойств выделяются не только лексические значения слов, как это делалось в I классе, но и характерные грамматические особенности.

На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи:

обозначают признак предмета,

отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

изменяются по родам и числам,

относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетания.

Целенаправленная работа над формированием понятия «имя прилагательное» непосредственно связана с развитием речи. Обогащение словаря осуществляется не только за счет уточнения смысла слов, представляющих собой качественные прилагательные, но за счет относительных и притяжательных прилагательных. Особенно важно использовать для наблюдений прилагательные, обозначающие разнообразные качества людей и с разных сторон их характеризующие (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, прозорливый, добрый, трудолюбивый и пр.). Проведение интегрированных уроков (русский язык + окружающий мир, чтение) позволяет разнообразить работу, предоставляя материал для наблюдения.

Как отмечается в лингвистической литературе, категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимся род и число прилагательных — значит, прежде всего, усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей, например: день (какой?) теплый, ночь (какая?) теплая, утро (какое?) теплое.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Гендерная модель «советского детства» на начальных этапах появления советской власти
Изучение советского детства является перспективным в контексте гендерной методологии. Начало гендерного анализа государственных стратегий в области детства в 1920-30-е годы было положено современными российскими и западными учёными. Однако реконструкция гендерной модели «советского детства» как сис ...

Формирование грамматических навыков и умений. Принципы построения содержания обучения
Функциональный подход к обучению требует соблюдения следующих принципов: 1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать-слушая, читать-читая ...

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста
Данный тренинг рассчитан на детей от 6 до 10 лет. Тренинг проводится в группе из 10-20 детей примерно одного возраста, желательно, чтобы это был коллектив (школьный класс или детсадовская группа). Цель тренинга заключается в развитии творческих способностей, фантазии детей, реконструкции полноценны ...

Категории