Основы изучения имени прилагательного в начальной школе

Страница 5

1. Ученик устанавливает связь слов, т. е. находит, с каким существительным связано прилагательное.

2. Определяет род, число, падеж существительного.

3. Опираясь на существительное, узнает число, род, падеж имени прилагательного.

4. Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.

На первом этапе работы над навыком учащимся целесообразно фиксировать ход своих рассуждений, т. е. писать в скобках подробно все о прилагательном (каким? Т. п., ед. ч., ср. р. -им — Ранним утром мы вышли в поход).

Формирование навыка указанным путем предполагает хорошее знание окончаний, поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных.

Таблица 2

Склонение имен прилагательных

Ед. ч.

Мн. ч.

м. и ср. р. какой?

Ж. р. какая?

какие?

И. -ой, -ый, -ий

-ая, -яя

-ые, -ие

Р. какого? -ого, -его

какой? -ой, -ей

каких? -ых, -их

Д. какому? -ому, -ему

какой? -ой, -ей

каким? -ым, -им

В. какой? какого? -ой, -ый, -ий, -ого

какую? -ую, -юю

какие? каких? -ые, -ие, -ых, -их

Т. каким? -ым, -им

какой? -ой, -ей

какими? -тми, -ими

П. о каком? -ом, -ем

о какой? -ой, -ей

о каких? -ых, -их

На первом этапе работы при выполнении упражнений учащимся можно разрешить пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.

Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельности.

Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во II классе, как начальная форма слова, поэтому в III классе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительного, а последние, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член). Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написание окончаний -ого, -его противопоставляется произношению (-ова, -ева).

Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны уподоблять окончания имен прилагательных окончаниям имен существительных. Необходимо сопоставить окончания прилагательных и окончания существительных в творительном падеже.

При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно, если предложить им с помощью указанной выше таблицы просклонять имена прилагательные (например: веселая ранняя песенка). Важным условием формирования навыка правописания окончаний является упражнение в употреблении прилагательных в речи.

Итак, усвоение прилагательных основано на активном изучении взаимосвязи данной части речи с именами существительными со стороны лексики, грамматики, орфографии.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

Анализ наблюдений
Разнообразные музыкальные воздействия, которые оказывает на ребенка окружающая среда, несут в себе сложнейший комплекс определенным образом организованных специфических средств выражения. Но на первых этапах эти средства, как и их организация, некоторое время остаются плохо различимыми и семантичес ...

Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района
Проведенный анализ развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе позволяет констатировать, что: 1. Управление образования г. Зеленодольска устанавливают партнёрские отношения с различными субъектами внешней среды на основе комплексного подхода. Причём, значимо ...

Анализ и обобщение педагогического опыта.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского (1918 г.р.). Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убеди ...

Категории