В последнее время в Республике Беларусь довольно широкое применение получила образовательная технология "Шаг за шагом". Международная программа "Step by Step" разработана специалистами Джоржтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий. В настоящее время программа реализуется более чем в 25 странах мира. По замыслу она должна соответствовать специфическим потребностям и культурным традициям каждой страны.
Главная цель программы - подготовить ребенка к жизни в меняющемся мире, формировать устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно.
В основе программы "Step by Step" лежит приверженность принципам демократии. Программа помогает детям стать активными гражданами и уважать ценности, лежащие в основе демократического образа жизни. Программа исходит из таких базовых ценностей, как взаимное уважение, ответственность детей и взрослых, честность, забота и прилежание. Взрослые целенаправленно моделируют эти ценности в рамках ежедневного взаимодействия детьми и тем самым прививают им черты лидера, столь необходимые в последующей жизни. В данной программе эти черты являются основой для развития характера. Учителя приучают детей делать выбор и нести личную ответственность за него.
Программа основана на твердом убеждении в необходимости:
вовлечения семьи в процесс обучения;
развивающего характера обучения, когда во внимание принимается ребенок со всеми присущими ему особенностями;
ориентации учебного процесса на ребенка и его индивидуальные качества;
постоянных тренингов и технической помощи учителям.
Авторы программы "Step by Step" видят свою главную задачу в создании новой модели обучения, которая сделает каждого ребенка самостоятельным на всю жизнь. При создании программы авторы использовали опыт многих ученых и практиков, являющихся признанными авторитетами в области когнитивной психологии, теории развития мозга, социальных наук и образования. Их цель — объединить все лучшее из опыта европейской и американской философии образования для разработки методов обучения, основанных на признании индивидуума как творчески мыслящего субъекта, живущего в мире, где все взаимосвязано.
Одна из важнейших задач программы "Step by Step" — воспитать в детях такие качества, как любознательность, непосредственность, развить воображение и чувство прекрасного, научить критически оценивать явления и суждения. Учителя, работающие по программе "Step by Step", уделяют большое внимание сохранению в детях именно этих качеств, так как они оказывают серьезное влияние на способность ребенка быстро схватывать материал и непредвзято, оригинально мыслить.
Программа "Step by Step" основывается на четырех базовых понятиях, которые и легли в основу ее методики: общение, сопричастность, сообщество, связи и отношения.
На основе этих идей программа ставит четыре цели:
•способствовать формированию личностей, которые будут учиться на протяжении всей жизни;
создавать такую среду обучения, которая основана на взаимном уважении и демократических принципах;
обеспечивать преемственность развивающего обучения;
•создавать условия для того, чтобы дети приобретали учебные, художественные, эстетические и практические умения и навыки для успешной самореализации в демократическом обществе.
Сопричастность — это первая ценность, на которой строится большая часть учебной работы. В процессе наблюдения за взрослыми дети перенимают и используют в собственном поведении, заботясь о себе, друг о друге, о растениях и животных, о среде своего обитания.
Общение. Способность общаться четко и ясно — один из ключей к успешному участию в жизни демократического общества. Когда у детей появляется уверенность, подкрепленная соответствующими умениями, что они могут хорошо общаться, они начинают сами проявлять инициативу и выдвигать важные для себя идеи. Через общение дети учатся понимать точку зрения других людей и уважать разнообразие идей и культур, а также начинают осознавать то общее, что объединяет людей.
Статьи по теме:
Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как ...
Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по
ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящего за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР – была утверждена новая «Концепция дошк ...
Методическая разработка практического занятия на тему: «Будем здоровы»
Для поддержания психологически здорового климата в коллективе необходимым условием является эффективное общение и благоприятные межличностные отношения. Для создания таких отношений следует проводить различные мероприятия, например, тренинги сплочения. Этап Упражнение Цель Материалы Время, мин Знак ...