Данная методика, направленная на изучение дошкольниками тематических игр, и написана мною на основе экспериментальных, исследовательских данных, проводимых в ДОУ «УМКА» г. Минск, Притыцкого ул., 90. Мною была предпринята попытка изложить провести исследования по развитию произвольного внимания у дошкольника посредством тематических комплексов, а именно занимательного математического материала.
Базой моего исследования стал детский сад «УМКА» г. Минск, Притыцкого ул., 90. Группа дошкольников была разделена на две подгруппы по 15 человек.
Целью эксперимента было изучение мной, как будущего педагога, развития произвольного внимания у дошкольника посредством занимательного математического материала.
Мною были поставлены задачи исследования:
Исследование особенностей внимания с помощью: оценки уровня развития произвольного внимания детей дошкольного возраста, а также теста Бурдона.
Составление коррекционно-развивающей программы по развитию произвольного внимания у дошкольника по средствам занимательного математического материала.
Оценка уровня развития внимания после коррекционно-развивающей работы и анализ эффективности проведенного мероприятия.
Разработка рекомендаций по развитию внимания у детей дошкольного возраста.
В своей работе, для исследования уровня развития произвольного внимания дошкольника, я использовала следующие методики:
Методика № 1
Оценка уровня развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.
Цель: выявление уровня развития устойчивости, объема переключения и распределения произвольного внимания ребенка.
Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На первом этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На втором этапе зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На третьем этапе зачеркивает во всех фигурах нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.
Оборудование (три листа):
1) изображение геометрических фигур;
2) образ реальных предметов - елочка, звезда, грибок и домик и т.д.;
3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы.
В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры – это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.
Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом».
Первый этап.
«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком».
Второй этап.
«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух, и гусениц».
Третий этап.
Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:
– отвлекался от работы или нет;
– как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
– часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
– пытался ли проверять себя; если да, то как.
Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки.
Статьи по теме:
Достижения успеха
Вероятность достижения успеха – это состояние, когда ребенок понимает, что все зависит только от него, что только он может повлиять на ситуацию, в противоположной же позиции ребенок считает, что от него ничего не зависит, кто-то другой определяет ситуацию, но не он. Именно с этим связаны сегодня гл ...
Регулирование оплаты труда педагогических работников
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. К педагогической деятельности не допускаю ...
Основные педагогические идеи Джона Дьюи
1. Накопление детьми личного опыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями. Усвоение знаний – есть стихийный, неуправляемый процесс. Учение в педагогической системе прагматистов имеет дело с выработкой личных идей и понятий. Учение происходит только тогда, когда что-то случается ...