Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг (см. Франк Е. Человек в поисках смысла. — М., 1993.). Выбор за детей мы не можем сделать, но научить их производить осмысленный набор педагог должен.
Общий способ инициирования субъектности — придать воспитанию диалогический характер. В диалоге с другим человеком, в напряженном обращении к другому, в чувствовании раскрывается человек в человеке. Здесь не имеет значения, кто партнер общения: писатель, педагог, музыкант, гость, журналист, школьная нянечка, товарищ или бабушка товарища, или герой книги. Ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, себя выявляет прежде всего для самого себя. Он свое "Я" познает в диалоге с другим "Я". Это может быть разговор с куклой: к ней можно подойти тихо и пожаловаться: "Знаешь, песик, я не могу решить задачу, и мне ." Это может быть обращение к слайду, экспонированному на экран: Уважаемая госпожа Струйская! Мне понятна ваша печаль ."
Быть,- заявляет М. Бахтин, — значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается . Два голоса — минимум жизни, минимум бытия" (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. С. 293). Вне живой обращенности к другому нет обращенности к себе. В диалоге обретается собственное "Я" через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.
Современная методика групповой работы с детьми строится на основании диалога, он заложен в самом замысле группового дела. Проиллюстрируем на игре "Предлагаю — выбираю". Одна группа ("юные дамы") сообщает поочередно о своих личных проблемах (по заготовленным и случайно выбранным карточкам). Другая группа ("юноши") так же поочередно откликаются на проблему и предлагают даме помощь. Дама выслушивает все варианты помощи, благодарит, но выбирает один из предложенного: "Я выбираю вашу помощь", — говорит она, протягивая юноше руку. Прервем описание игры (см. сб. Собранье пестрых дел: методические материалы для работы с детьми. — М., 1994.), коль скоро она служила нам лишь иллюстрацией диалогичности как характера современного воспитания. Принцип субъективности исключает жесткий приказ в адрес детей как традиционный метод воздействия, одновременно снимает и слепое послушание ребенка взрослому (за исключением ситуаций, опасных для жизни), зато усиливает роль этикета во взаимоотношениях "педагог -дети", приближает стиль и формы общения к филигранным этическим достижениям современной культуры. Что касается элементарных норм поведения и выполнения детьми их неукоснительных обязанностей, то это гарантируется договором педагогов и учащихся. "Договор" — условный термин, педагогическое значение которого в том, что организуется обоюдное рассмотрение основ школьной жизни педагогами и детьми и совместно принимается общее решение по устройству жизнедеятельности школы. Предположим, в договоре всего два "нельзя" провозглашаются: "нельзя посягать на другого человека" и "нельзя не работать, не развивать себя''. Тогда абсолютно все в школе выполняют эти положения, и требование их исполнения принимает категорический характер, поскольку таково условие договора.
Статьи по теме:
Успешная сдача зачета и экзаменов
Зачеты служат формой оценки усвоения учебного материала дисциплин, выполнения курсовых проектов (работ), а также выполнения программ учебной и производственной практики. Зачеты могут быть дифференцированными (с оценкой) и не дифференцированными. Форма и сроки проведения зачетов устанавливаются рабо ...
Образовательная деятельность студента
Образовательная деятельность дает возможность студенту обретать личностные смыслы и значения образования, накапливать опыт отношения к будущей профессии и отношений в будущей профессии, находясь в условиях образовательного процесса. Становление готовности студента к постоянному саморазвитию и самос ...
Диагностика художественных и творческих способностей в изобразительной
деятельности детей дошкольного возраста
С образовательной точки зрения цель системы выявления творческих способностей у детей – достижение оптимального соответствия конкретной развивающей учебной программы психическим особенностям, потребностям, интересам определенной группы детей. На этапе обучения в течение года было проведено два срез ...