Целостное воспитание — это воспитание, апеллирующее к отношению как ключевому объекту внимания педагога.
Принцип целостности предписывает видеть в отдельном акте поведения ребенка его отношение, но и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира, проявляющая отношение людей к миру.
Если принцип субъектное™ в своей практической реализации оснащает ребенка способностью стать стратегом своей жизни, то принцип целостности вооружает его жизненной тактикой: он выстраивает поведение согласно единому отношению к жизни и людям. Чем старше воспитанник, тем вероятностнее формирование обшей жизненной позиции у него. Чем старше воспитанник, тем гармоничнее его личность — в том смысле, что она обретает стержневые социальные отношения, определяющие ее выбор в ситуациях жизни.
Пренебрежение принципом целостности формирует импульсивного человека, чьи реакции на воздействия окружающей среды непредсказуемы, ибо знания, чувства, привычки складывались, как думал педагог, в сумму, но эта предполагаемая сумма аннулируется, как только ситуация жизни потребует от ребенка выявить свое личное отношение к происходящему,
К личностным предпосылкам по реализации принципа целостности относятся умения педагога в каждой ситуации расценивать частные и одноактные проявления человека в качестве его отношения к миру и конкретным объектам мира.
Статьи по теме:
Особенности использования интерактивных методов на начальном этапе изучения
иностранного языка
Организация работоспособной, коммуникабельной группы особенно на начальном этапе обучения чрезвычайно важна. В группу должны входить как мальчики, так и девочки, принадлежащие к разным национальностям. Перед тем, как организовать малые группы и предложить им задания, необходимо детей тщательно подг ...
Проблемы обучения и воспитания детей
Исследования в области коррекционного обучения детей со сложной структурой дефекта базируются на методологических, теоретических и методических подходах, разработанных в дефектологии в предшествующие десятилетия применительно к обучению слепоглухих детей, так как именно в этой области были достигну ...
Состояние Российского общего образования
С начала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям. «Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия. Во-первых, российское образование отстает от мир ...