Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта.
На уроках рисования у учащихся систематически развивается правильное восприятие формы, величины, цвета и положения в пространстве предметов окружающей действительности. Детей учат находить сходство и различие между объектами изображения. У учащихся развивают графические и изобразительные умения и навыки.
В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус.
У школьников с недоразвитием интеллекта отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Всё это ставит перед вспомогательной школой задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов.
Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путём тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов.
Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений.
Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. Всё, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмысленно. Необходимы ещё и специальные графические умения, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.
На пути к развитию таких умений имеются существенные препятствия. Так, например, у многих учащихся наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые развивают глазомер ребёнка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твёрдость. В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования.
Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными. Внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере учащихся.
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания.
В целях удовлетворительного решения задач, связанных с восприятием, существенное значение имеет правильный отбор демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые наглядные средства были достаточно чёткими, ярко и рельефно выражали присущие им особенности.
Особое коррекционно-воспитательное значение приобретает целенаправленная организация наблюдений учащихся. В процессе специальных наблюдений дети осуществляют узнавание предметов, анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфические черты, сходство и различие. Выявление этих свойств и последующее отражение их в рисунках развивают учащихся в интеллектуальном и эстетическом отношениях.
Статьи по теме:
Развитие нравственных качеств с помощью технологии "Шаг за шагом"
В последнее время в Республике Беларусь довольно широкое применение получила образовательная технология "Шаг за шагом". Международная программа "Step by Step" разработана специалистами Джоржтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. ...
Методы коррекции нарушений чтения у младших школьников с умственной
отсталостью
Разработаны многочисленные методы коррекции нарушений чтения: дислексии фонематической, аграмматической, семантической, оптической. Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью обусловлены недоразвитием целого ряда речевых и неречевых функций, являющихся вторичным проявлением заде ...
Педагогические условия формирования интеллектуальных
умений в УНПО
К педагогическим условиям формирования интеллектуальных умений учащихся относятся: 1. Развитие мотивации к учению. В психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно ...