Значение изобразительной деятельности в развитии умственно отсталых детей

Теория образования » Коррекция зрительных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках рисования » Значение изобразительной деятельности в развитии умственно отсталых детей

Страница 1

Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта.

На уроках рисования у учащихся систематически развивается правильное восприятие формы, величины, цвета и положения в пространстве предметов окружающей действительности. Детей учат находить сходство и различие между объектами изображения. У учащихся развивают графические и изобразительные умения и навыки.

В процессе занятий рисованием происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус.

У школьников с недоразвитием интеллекта отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Всё это ставит перед вспомогательной школой задачу, направленную на развитие у учащихся правильного, дифференцированного восприятия предметов.

Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путём тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов.

Следует особо подчеркнуть роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений.

Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. Всё, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и осмысленно. Необходимы ещё и специальные графические умения, т.е. умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью, красками и т.д.

На пути к развитию таких умений имеются существенные препятствия. Так, например, у многих учащихся наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют специальные упражнения, которые развивают глазомер ребёнка, приучают руку к сознательным и точным движениям, придают ей гибкость и твёрдость. В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и рисования.

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными. Внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере учащихся.

Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания.

В целях удовлетворительного решения задач, связанных с восприятием, существенное значение имеет правильный отбор демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые наглядные средства были достаточно чёткими, ярко и рельефно выражали присущие им особенности.

Особое коррекционно-воспитательное значение приобретает целенаправленная организация наблюдений учащихся. В процессе специальных наблюдений дети осуществляют узнавание предметов, анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфические черты, сходство и различие. Выявление этих свойств и последующее отражение их в рисунках развивают учащихся в интеллектуальном и эстетическом отношениях.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Особенности развития детей дошкольного возраста
В данном параграфе следует подробно изучить материал, освещающий переход детей от раннего детства к дошкольному возрасту и выявить общие условия развития ребенка-дошкольника, поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является, в нашем понимании, проявлением проистекающих на данном этапе ...

Как решать экспериментальные задачи
Идентификация вещества – сложная задача. Её можно решить только экспериментальным путем. Задачу, которую можно решить, только поставив опыт, называют экспериментальной задачей. Установление состава вещества или смеси веществ относят к экспериментальным задачам. Решение экспериментальных задач – это ...

Формирование компетентностей как ключевая задача современной школы
Второй подход охарактеризован в работах крупного отечественного философа образования Б.С. Гершунского, выдвинувшего на первый план необходимость целенаправленного поиска инвариантных общих идей, которые могли бы обеспечить интеграцию стратегических приоритетов образовательной деятельности в едином ...

Категории