Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизартрии дифференцируют по степени поражения (табл. 1).
Таблица 1. – Показатели при диагностике дизартрии у детей дошкольного возраста с ДЦП
Показатели |
Дизартрия III степени – стертая форма |
Дизартрия II степени – средней тяжести |
Дизартрия 1 степени – тяжелая форма |
1. Мимика |
Выразительная симметричная. Наблюдается полный контроль за мимикой, управляемость ее |
Маловыразительная. Незначительная асимметрия лица. Недостаточный контроль за положением губ в покое рот приоткрыт |
Стойкая гипомимия, тяжелые случаи – амимия лица, асимметрия. Произвольные мимические движения затруднены, наблюдаются синкинезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы рта |
2. Дыхание |
Тип дыхания смешанный: грудобрюшной. Обе половины работают равномерно |
Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия |
Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное. Выдох ослаблен, затруднено задувание спички |
3. Голосообразование |
Голосоподача мягкая. Голосодыхательная струя в полном объеме, длительная |
Голосоподача жесткая, голос затухающий. Голосовые связки полностью не смыкаются (парез) |
Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезновения. Возможна афония. Смыкание голосовых связок неравномерно, что отражается на голосе от тихого, до резких выкриков) |
4. Рефлекторные движения языка |
В полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ) |
Объем и темп несколько ограничены, отмечается истощаемость речевых функций |
Стойкие ограничения движений, объема, темпа (пожуй, оближи варенье) |
5. Формоположение языка |
По средней линии. Кончик ярко выражен |
Широкий, кончик не сформирован, девиация языка (отклоняется в здоровую сторону) |
Стойкая асимметрия, колообразный или патетичный с односторонней атрофией |
6. Удержание артикуляционной позы |
Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация |
Удерживается до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации |
Удерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах дизартрии – ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной – язык выходит за пределы рта |
7. Произвольные движения языка |
Все движения – в полном объеме и темпе, незначительные нарушения дифференцированных артикуляционных движений |
Легкая асимметрия. Темп замедлен. Затруднена смена артикуляционных движений. Отмечается истощаемость речевых функций |
Стойкая асимметрия языка. Переход от одного артикуляционного уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малопонятной, «говорит будто каша во рту» |
8. Мягкое небо |
Расположено по средней линий. При кашле, на твердой атаке активно сокращается |
Асимметрично, паретично. В результате возможна легкая назальность |
Мягкое небо паретично настолько, что небноглоточный затвор не образуется, отмечается утечка воздуха, в результате сильная назальность |
9. Произвольные движения губ: трубочка, вибрация, улыбка |
Симметричны, осуществляются в полном объеме и темпе. Возможны движения с сопротивлением |
Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе. Движения с сопротивлением затруднены |
Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует |
10. Гиперкинезы |
Отсутствуют |
Непостоянны |
Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь |
11. Оральные синкинезии |
Отсутствуют |
Непостоянны, слабо выражены |
Постоянны, при попытке к речи усиливаются, затрудняют общение |
12. Произношение |
Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах |
Возможно правильное, но отмечается неразборчивость, страдают определенные группы звуков |
Чаще наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы), голос приобретает назальный оттенок, страдает просодика: тембр, интонация, темп, выразительность |
Статьи по теме:
Основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Лингвистические основы изучения имени прилагательного В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи. Авторы “Русской грамматики” дают такое определение: “Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный п ...
Метод варьирования текстовых задач как средство повышения
осознанности знаний учащихся начальных классов
Особую актуальность в настоящее время имеет развивающая парадигма образования. На первый план выдвигаются личностные достижения ученика, а знания рассматриваются как средство развития. Процесс обучения должен способствовать формированию осознанных и прочных знаний учащихся, которые, в свою очередь, ...
Игровая форма организации экологического образования младших школьников
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Игра − важное средство ф ...