Возможности выявления и изучения речевого развития при дизартрии у детей дошкольного возраста при ДЦП

Теория образования » Коррекция дизартрии у детей с ДЦП в процессе музыкально-театрализованной деятельности » Возможности выявления и изучения речевого развития при дизартрии у детей дошкольного возраста при ДЦП

Страница 2

Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизартрии дифференцируют по степени поражения (табл. 1).

Таблица 1. – Показатели при диагностике дизартрии у детей дошкольного возраста с ДЦП

Показатели

Дизартрия III степени – стертая форма

Дизартрия II степени – средней тяжести

Дизартрия 1 степени – тяжелая форма

1. Мимика

Выразительная симметричная. Наблюдается полный контроль за мимикой, управляемость ее

Маловыразительная. Незначительная асимметрия лица. Недостаточный контроль за положением губ в покое рот приоткрыт

Стойкая гипомимия, тяжелые случаи – амимия лица, асимметрия. Произвольные мимические движения затруднены, наблюдаются синкинезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы рта

2. Дыхание

Тип дыхания смешанный: грудобрюшной. Обе половины работают равномерно

Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия

Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное. Выдох ослаблен, затруднено задувание спички

3. Голосообразование

Голосоподача мягкая. Голосодыхательная струя в полном объеме, длительная

Голосоподача жесткая, голос затухающий. Голосовые связки полностью не смыкаются (парез)

Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезновения. Возможна афония. Смыкание голосовых связок неравномерно, что отражается на голосе от тихого, до резких выкриков)

4. Рефлекторные движения языка

В полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ)

Объем и темп несколько ограничены, отмечается истощаемость речевых функций

Стойкие ограничения движений, объема, темпа (пожуй, оближи варенье)

5. Формоположение языка

По средней линии. Кончик ярко выражен

Широкий, кончик не сформирован, девиация языка (отклоняется в здоровую сторону)

Стойкая асимметрия, колообразный или патетичный с односторонней атрофией

6. Удержание артикуляционной позы

Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация

Удерживается до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации

Удерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах дизартрии – ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной – язык выходит за пределы рта

7. Произвольные движения языка

Все движения – в полном объеме и темпе, незначительные нарушения дифференцированных артикуляционных движений

Легкая асимметрия. Темп замедлен. Затруднена смена артикуляционных движений. Отмечается истощаемость речевых функций

Стойкая асимметрия языка. Переход от одного артикуляционного уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малопонятной, «говорит будто каша во рту»

8. Мягкое небо

Расположено по средней линий. При кашле, на твердой атаке активно сокращается

Асимметрично, паретично. В результате возможна легкая назальность

Мягкое небо паретично настолько, что небноглоточный затвор не образуется, отмечается утечка воздуха, в результате сильная назальность

9. Произвольные движения губ: трубочка, вибрация, улыбка

Симметричны, осуществляются в полном объеме и темпе. Возможны движения с сопротивлением

Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе. Движения с сопротивлением затруднены

Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует

10. Гиперкинезы

Отсутствуют

Непостоянны

Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь

11. Оральные синкинезии

Отсутствуют

Непостоянны, слабо выражены

Постоянны, при попытке к речи усиливаются, затрудняют общение

12. Произношение

Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах

Возможно правильное, но отмечается неразборчивость, страдают определенные группы звуков

Чаще наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы), голос приобретает назальный оттенок, страдает просодика: тембр, интонация, темп, выразительность

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Лингвистические основы изучения имени прилагательного В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи. Авторы “Русской грамматики” дают такое определение: “Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный п ...

Метод варьирования текстовых задач как средство повышения осознанности знаний учащихся начальных классов
Особую актуальность в настоящее время имеет развивающая парадигма образования. На первый план выдвигаются личностные достижения ученика, а знания рассматриваются как средство развития. Процесс обучения должен способствовать формированию осознанных и прочных знаний учащихся, которые, в свою очередь, ...

Игровая форма организации экологического образования младших школьников
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Игра − важное средство ф ...

Категории