Категория "развитие" и разработка новых педагогических форм

Теория образования » Инновации в образовании » Категория "развитие" и разработка новых педагогических форм

Страница 2

4. Философская антропология предлагает три основные модели человека и соответствующие представления о том, что есть его развитие. Во-первых, человека можно рассматривать как носителя некоего надсубъектного субстанционального начала. В этом случае развитие трактуется как раскрывание и культивирование этого начала или как приход, "возвращение" к нему. Эта задача решается педагогикой на уровне построения особых педагогических систем - религиозного образования, национального образования и т.д. Во-вторых, утверждается, что человек обладает собственной сущностью, которая должна быть раскрыта в процессе самоактуализации, что и является собственно развитием, и обеспечена достойными условиями. Педагогика в этом случае старается стать недирективной и наполнить жизненное пространство становящегося человека достаточным количеством выборов. Формы подобной педагогической организации можно найти в школьной практике США, Вальдорфской педагогике. В-третьих, утверждается экзистенциальная природа человека, которая реализуется в переживаниях заботы, любви, заброшенности и т.д. Развитие в этом случае может трактоваться как освоение экзистенциального опыта, а педагогика приобретает формы психотерапевтических практик.

5. Таким образом, мы можем заметить, с одной стороны, что педагогика реально опирается на самые разные, зачастую противоположные и несводимые представления о развитии, заимствованные из разных наук и философских подходов, с другой стороны, имеющиеся идеи развития уже обеспечены соответствующими образовательными формами. Следовательно, поиски принципиально новых педагогических форм могут иметь место только в том случае, если строится принципиально новое незаимствованное представление о человеческом развитии в обучении.

6. Что есть "развитие" как философско-методологическая категория? В качестве важнейших содержащихся в ней идей сегодня выделяются: бесконечность и, следовательно, отсутствие заранее известной цели, несводимость нового состояния к прежнему и, следовательно, необъяснимость факта развития прежним состоянием, эндогенность и, следовательно, субъективность и произвольность развития. Таким образом, "развитие" - это категория свободы, которая используется там, где не работают категории детерминизма и телеологии. Развитие не присуще человеку имманентно, оно случается.

7. Такое понимание развития, применённое в педагогике, выводит последнюю из разряда деятельностей, которые как раз и строятся на основе детерминизма и телеологии. Педагогика, которая занимается развитием, превращается в нечто большее, чем деятельность, в "метадеятельность". Теперь она действительно требует принципиально новых форм своего осуществления.

8. Задача метадеятельностной педагогики, которая имеет дело с развитием, состоит в том, чтобы впустить в реальность учебного процесса такие потусторонние силы, которые могут выступить источником бесконечного ресурса. Вне доступа к такому источнику развитие как выход за рамки существующего положения вещей в принципе невозможно. Прототипом организационной формы, обеспечивающей подобный выход за пределы реальности, может, на наш взгляд, выступить мистерия. В отличие от традиционной игровой имитации мистерия вводит участников в такой опыт, который принципиально недоступен другими средствами и обладает свойством самоценности. Педагогика развития и свободы должна носить мистериальный характер.

9. В качестве источника бесконечного ресурса развития мы предлагаем рассматривать мышление, которое не является индивидуальной способностью человеческого мозга, а носит, как показано Л.С.Выготским и Г.П. Щедровицким надсубъективный субстанциональный характер. Именно мышление даёт субъекту необходимую энергетику для развития. Индивидуальное мышление становится в результате субъективации субстанции мышления как способность саморазвития.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в школе
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа организуется на основе широкой самостоятельной деятельности школьников. Подготовка физкультурного актива, который мог бы самостоятельно руководить этой работой, его обучение и привитие организаторских навыков — задача не только уч ...

Значение изобразительной деятельности в развитии умственно отсталых детей
Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта. На уроках рисования у учащихся систематически развивается правильное восприятие формы, величины, цвета и положения в ...

Контроль физического воспитания учащихся
Контролирует физическое воспитание учащихся, как и весь учебный процесс, директор школы. Основные виды такого контроля следующие: всесторонний, или фронтальный — по всем вопросам системы физического воспитания; выборочный — проверяется не вся работа, а только некоторые ее стороны; тематический — пр ...

Категории