Адаптивный подход к разработке традиционных и инновационных учебных дисциплин в вузе

Теория образования » Инновации в образовании » Адаптивный подход к разработке традиционных и инновационных учебных дисциплин в вузе

Страница 1

В связи с тем, что современная вузовская педагогика все больше акцентирует внимание студентов на инновационном обучении, а в ходе педагогической практики они изучают, как правило, массовый и передовой педагогический опыт, возникает необходимость в новых подходах к разработке циклов традиционных и новых психолого-педагогических дисциплин.

Основным элементом предлагаемого нами подхода является адаптация студента к инновационным технологиям. Не случайно в педуниверситетах страны в настоящее время возникают т.н. содержательноадаптивные курсы учебных дисциплин. К ним можно отнести такие, как "Психолого-педагогическая диагностика", "Основы педагогической соционики" и другие, которые читаются на кафедре социальной педагогики, теории и методики социальной работы ОГПУ.

Основной задачей циклов инновационных дисциплин является, по нашему мнению, не только передача и усвоение информации, но и изменение стереотипов восприятия и оценок педагогических явлений. Он связан как с социальной ролью ученика-студента и индивидуально-единичным жизненным опытом, так и с индивидуальным стилем организации собственной учебной и преподавательской деятельности. Сложившиеся критерии восприятия и оценки традиционного обучения, подкрепляемые знакомством с массовой школой в ходе педагогической практики, не позволяют студенту не только увидеть отличия традиционных и инновационных технологий в практике, но и верно понять и оценить предлагаемый педагогами высшей школы их научно-исторический анализ. Сломать возникший барьер - предназначение адаптивных курсов.

С позиции концепции учебного и свободного времени Масловой Н.Ф., мы обнаруживаем внешнюю и внутреннюю динамику любого конкретного педагогического явления, что является основанием разрабатываемого нами адаптивного подхода. Вместе с тем, мы используем предложенную Ляудис В.Я. модель: исследование ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности учителя с учениками, что позволяет нам рассматривать конкретное педагогическое явление в системе его связей с другими педагогическими явлениями, т.е. в статике. Открытые и закрытые стратегии решения организационных проблем инновационной школы, рассматриваемые Шибаевой Л.В., с позиции их продуктивности в настоящее время, также требуют адаптации студента к самому явлению инноватики, которое лежит в основе разработанных нами авторских курсов "Истории педагогики" и "Сравнительной педагогики".

Адаптация в рамках единицы исследования и организации /учебно-воспитательная ситуация/ рассматривается нами как момент смещения позиции студента, основанной на индивидуальных стилевых особенностях учебной и преподавательской деятельности, в сторону более педагогически масштабных, определяемых динамикой развития социокультурной ситуации, профессионально развиваемых особенностей.

Адаптивный подход к разработке инновационных педагогических дисциплин позволяет добиваться некоторого равновесия двух разных ориентации анализа педагогической действительности: на учебную предметную задачу и социально-коммуникативную единицу, вбирающую акты взаимодействия и общения в учебных, деловых и личностных спектрах, рассматриваемых Шибаевой Л.В.

Проблема смещения акцентов, как основная проблема адаптивного подхода, таким образом, должна решаться за счет внешней и внутренней динамики личностно-профессионального развития студента. Данная проблема проявляется в ориентации студента: стратегически - на гуманистических предвосхищающий стиль организации учебной деятельности ребенка и тактически - на эффект "последействия" как ведущий критерий продуктивности взаимодействия учителя и ученика в учебно-воспитательной ситуации.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях
Школа - социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа - это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образованию, однозначен: воспитать твор ...

Программа по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Пояснительная записка. Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Цель: развитие двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Задачи: - развитие объема запоминания движений; - формирование у ...

Копилка педагога для работы с нарушениями чтения у младших школьников с умственной отсталостью
Развитие анализа предложений на слова Цель: формирование умения определять количество, последовательность и место слов в предложении Определить границы предложений в напечатанном без точек тексте. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в предложении. Придумать предл ...

Категории