Предлагаемый подход реализован нами в инновационных курсах "Сравнительная педагогика", "Основы педагогической соционики", в традиционном курсе "История педагогики", в работе с педотрядом, членами клуба "Соционом".
Рассмотрим реализацию адаптивного подхода в курсе "Основы педагогической соционики". Соционика, как эмпирическая наука, характеризуется большим количеством направлений, иногда не только не стыкующихся друг с другом, но и прямо противоположных. Именно это, как ни странно, дает возможность индивидуального использования и экспериментирования студентом того базового минимума, который лежит в основе работ современных социоников разных направлений. Т.о., само содержание и уровень развития данной науки вызывает ростки личностного самопознания и саморазвития во множестве вариантов. Осмысление своих индивидуально-типологических особенностей в аспекте профессионального развития подводит студента к вопросу о том, в' рамках какого традиционного или инновационного обучения они "хотят-могут" работать.
Использование соционического подхода к взаимодействию в системе "человек-человек", как двух информационных систем, позволяет смешать систему оценок традиционного и инновационного обучения с помощью осознания собственных возможностей и их границ. Студенты создают собственную индивидуально-технологическую модель "Я - педагог". Следующим этапом становится изучение условий, в которых данная модель может быть более или менее продуктивна. Студенты учатся анализировать учебно-воспитательную ситуацию, оценивать соотношение традиционно-инновационных элементов в ней.
Технология практических занятий, построенная на схематически-игровых способах анализа 16 типов взаимодействия подводит студентов к эмоционально тяжелому открытию границ собственных личностно-профессиональных возможностей. Следствием этого становится не только понимание серьезности и сложности проблемы личностно-профессионального саморазвития, но, и как правило, выделение 1-2 особенностей, которые ему мешают. Студент составляет программу коррекции личностно-профессионального саморазвития, ищет оптимальные технологии, позволяющие изменить неудовлетворяющий в перспективе, личный стиль деятельности.
Происходит не только "открытие" собственного смысла мышления и деятельности, но активная работа по его перестройке, формирование максимальной открытости для осознания способов и модификаций профессиональной деятельности.
В ходе тренингов, игр, семинаров студенты приходят к выводу о том, что разным типам творческого мышления соответствуют разные типы знаний /гуманитарно-личностное, рационально-технологическое, научно-теоретическое, эмпирическое, которым в свою очередь соответствуют разные процедуры операционализации в системе учебных заданий. Это позволяет им по-новому оценить возможности школы в целом. Ставит в качестве ведущего условие личностно-профессиональной самореализации, сбалансированное развитие системы организации СПД как на уровне способов освоения содержания инновационного обучения, так и на уровне форм взаимодействия и норм сотрудничества участников ситуации. После освоения курса "Основы педагогической соционики" студенты готовы к пониманию традиционного и инновационного обучения в курсах "История педагогики", "Сравнительная педагогика".
Адаптивный подход включает:
1. Создание динамичных пространственно-временных рамок личностного самопознания, саморазвития студента.
2. Формирование концептуальности профессионального мышления, как высшего уровня профессионального развития.
Статьи по теме:
Концепция нового педагогического образования
Происходящие в обществе радикальные изменения идеологических воззрений, социальных представлений и. идеалов сопровождаются качественными преобразованиями в сфере образования. Из простого фактора общественной и государственной жизни образование становится подлинным субъектом преобразования социума, ...
Методы коррекции нарушений чтения у младших школьников с умственной
отсталостью
Разработаны многочисленные методы коррекции нарушений чтения: дислексии фонематической, аграмматической, семантической, оптической. Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью обусловлены недоразвитием целого ряда речевых и неречевых функций, являющихся вторичным проявлением заде ...
Характеристика трудовых процессов выполняемых рабочим
Существует три группы трудовых процессов характеристики которых приведены в таблице 1. Таблица 1 - Характеристики групп трудовых процессов Группы трудовых процессов Основная учебно-производственная характеристика Основные особенности процесса производственного обучения 1 2 3 1-я группа большая повт ...