- отчуждение подростка от школы, то есть потеря ее воспитывающего влияния, притягательности, посещение школы превращается в тягостную повинность;
- у подростка освобождается много времени для бесцельного времяпрепровождения, а потребность в общении толкает подростка на поиски приятелей на стороне, в неформальных группах, среди которых многие имеют асоциальную направленность;
- порождение конфликта подростка в семье и школе, следствием чего в некоторых случаях является бродяжничество;
- все это вызывает ряд отрицательных качеств - лживость, грубость, утилитаризм, увлечение азартными играми, употребление алкоголя и наркотиков.
Итак, можно составить портрет школьника подростка с девиантным поведением: табакокурение - 65% опрошенных; грубость, сквернословие - 50%; срывы уроков, пропуски уроков - 25 %; употребление алкоголя - 13%; уходы из дома - 12%; наркомания - 10%; токсикомания - 10%. Как видим, срывы и пропуски уроков занимают третье место (примерно одну четверть от общего числа проявлений) среди других форм отклоняющегося поведения школьников.
Таким образом, можно составить портрет школьника подростка с девиантным поведением:
- недостаточная сформированность интеллектуальных умений, навыков и мотивов учения школьника;
- стойкая неуспеваемость ученика (общая или специфическая);
- разорванность межличностных отношений, когда подросток остается один в этом сложном мире: родители решают свои бытовые проблемы, упрекают и наказывают за плохие отметки; учитель исключает трудного ребенка из круга своего доброго внимания;
- неадекватная самооценка подростка (заниженная или завышенная);
- система негативных отношений к миру как логическое разворачивание клубка всех предыдущих факторов: подозрительность, неверие в доброту, ненависть, злоба, презрение к труду, пренебрежение к благополучно развивающимся сверстникам;
- наличие референтной группы сверстников за пределами школы;
- эгоистическая жизненная позиция, погоня за удовольствиями, что зачастую становится стимулом поведения и др.
Девиантное поведение приводит к значительной деформации личностного развития подростка, а именно:
- разорванности межличностных отношений с окружающими,
- неадекватной самооценке,
- низкой успеваемости,
- чувству одиночества, то есть к школьной и социальной неуспешности подростка.
Следовательно, школьник с отклонением в поведении нуждается в своевременной педагогической поддержке наличных сущностных сил (самооценки, учебной мотивации, возможностей и способностей) и развитии их в различных видах деятельности, основным из которых является учебная, которую обеспечивают социальные педагоги и педагоги-предметники.
Дезадаптация не является врожденной и не возникает неожиданно. Ее развитию предшествует целый ряд этапов, которые можно считать стадиями антагонизма негативных психологических новообразований. Схематично категории дезадаптирования детей и подростков прошедших эти стадии и имеющих общие истоки отклонений в поведении и развитии, можно представить следующим образом:
1. Трудновоспитуемые подростки. Подростки имеющие близкий к нормам уровень дезадаптации, которые обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации восприятия и развития.
Статьи по теме:
Опыт организация деятельности учреждений дополнительного образования на примере
Астраханского областного эколого-биологического центра
На сегодняшний день в Астраханской области система дополнительного образования детей представлена ярким многообразием учреждений спортивного, технического, художественно-эстетического, социально- педагогического, а также эколого-биологического, туристско-краеведческого и военно-патриотического напр ...
Примеры готовых уроков для изучения курса
Урок. «Северо-запад: хозяйство.» Цели урока: Образовательная: учащиеся должны знать специфику хозяйства района, должны знать как повлиял распад СССР на положение и переориентацию производства хозяйства России; Развивающая: продолжить формирование знаний об Северо-западе; развить представления об ос ...
Обучение и воспитание детей со сложным дефектом
Повышенное внимание к этой (относительно небольшой) категории аномальных детей в последние годы можно объяснить дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию аномальных детей, а также тенденцией к количественному увеличению этой категории. К детям со сложным дефектом от ...