Факторы развития девиации у подростков

Страница 4

2. Нервные подростки. Неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми для них взрослыми.

3. Трудные дети. Подростки, не умеющие решать свои проблемы, социально приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми.

4. Фрустрированные подростки. Подростки, которым свойственны неустойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (употребление наркотиков, алкоголя), духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство), будущего социального положения (прекращение учебы, бродяжничество), самого факта их существования (склонность к суициду, вызванная желанием избавиться от ощущения собственной ненужности, отсутствия смысла жизни).

5. Подростки-деликвенты. Постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально-приемлемыми представлениями о добре и зле.

На формирование дезадаптации оказывают влияние следующие факторы:

- запущенность, как следствие внешне не благополучных условий жизни и воспитания, недостатка внимания к ребенку;

- депривация как результат полного отсутствия со стороны родителей теплых, близких отношений с ребенком, необходимых для его полноценного развития;

- фрустрация, обусловленная тем, что очень часто удовлетворению жизненоважных потребностей ребенка препятствуют непреодолимые трудности;

- внутренний конфликт, возникающий после первых тревожных факторов, определяющих формирование комплекса личностных проблем, как препятствий для нормального мироощущения в сфере общения и деятельности, взаимоотношений с людьми;

Типология девиантного поведения, предложенная Р.Мертоном, рассматривается многими специалистами как одна из наиболее удачных. Согласно Мертону, девиация происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Это определение лежит в основе его типологии девиантных поступков.

Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. Нередко наблюдается индукция форм социальной патологии, когда одно негативное явление усиливает другое (алкоголизации сопутствует хулиганство; наркотизму — корыстные насильственные преступления; бюрократизму — злоупотребление властью и т.п.), однако эмпирически установлены и обратные связи. Соотносясь не как причина и следствие, но как явления с едиными социальными причинами, различные формы патологии могут совпадать, усиливая друг друга, либо расходиться в обратной зависимости, подавляя одно другим («интерференция») .

Весьма очевидна зависимость различных форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурных и иных факторов среды. При этом имеются определенные взаимосвязи между позитивными и негативными отклонениями. Теоретически это понятно: повышенная социальная активность может проявиться либо в социальном творчестве (позитивное отклонение), либо в антиобщественной деятельности, либо, не найдя реализации ни в первом, ни во втором, «уходом» и алкоголь, наркотики, а то и привести к суициду.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Совершенствование системы развития социального партнерства в образовании Зеленодольского муниципального района
Проведенный анализ развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе позволяет констатировать, что: 1. Управление образования г. Зеленодольска устанавливают партнёрские отношения с различными субъектами внешней среды на основе комплексного подхода. Причём, значимо ...

Результаты исследования и их интерпретация
Рассмотрим полученные результаты исследования. Начнем с вопроса о том, какие качества воспитателя считают наиболее важными старшие дошкольники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что дети подчеркивают в своих воспитателях "доброту", "вежливость", "ум" ...

Цели географического образования
В рамках вышеизложенного не вполне ясно, по какому пути должно идти совершенствование географического образования. Должна ли география войти частью в более широкий курс поведенческих дисциплин (пока обычно не преподаваемый в школе) и, следовательно, быть сокращена по объему или же стать основой инт ...

Категории