Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Теория образования » Профилактика девиантного поведения учащихся ПУ » Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Страница 4

Социально – педагогическая работа с родителями подростков с отклонениями в поведении направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи:

1. Переосмысление позиции и роли родителя.

2. Развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга (детей и родителей).

3. Снижение тревожности и приобретение уверенности в себе.

4. Формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье.

5. Выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

6. Социально-правовое консультирование.

Социально – педагогическая коррекция девиантного поведения подростков может происходить и через учителей, работающих с этими детьми. В этом случае социальный педагог консультирует преподавателей по вопросам индивидуальной работы и обучения, разрешения различных конфликтных ситуаций с учащимися и семьей для оказания диагностической, психокоррекционной помощи учителям и воспитателям, по вопросам общения с подростками.

В коррекционной работе необходимо опираться на особенности подросткового возраста, влияющие на формирование девиантного поведения:

1. Взаимоотношения с родителями, учителями и другими взрослыми.

2. Взаимоотношения со сверстниками.

3. Самовыражение, самопонимание, самооценка.

4. Формирование жизненных ориентиров.

5. Внутреннее (психологическое) одиночество, невыраженность и непонятность другими.

6. Поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного.

7. Неорганизованность.

8. Чувство вины за неблагополучных родителей, отсутствие уважения к родителям и др.

Таким образом, к социально – педагогической коррекции девиантного поведения подростков необходимо подходить комплексно, действовать с разных сторон, используя разнообразные формы и методы работы.

Рассмотрев идеи, теории и концепции Кона И.С., Личко А.Е., Беличевой С.А, Буянова М.И., Львовой М.В., Дубровиной И.В и других исследователей, мы выявили, что девиантное поведение всегда связано с каким - либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, правилам поведения, идеям, ожиданиям, установкам, ценностям.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

Видам преступления (уголовные, административные) и аморальных проступков (пьянство, проституция),

Уровню или масштабности отклонения (индивидуальное, массовое),

Внутренней структуре отклонения (принадлежность к группе, половозрастные особенности),

Ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид).

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и на устранение коренных причин и условий, прямо оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.

Определены основные направления и методы деятельности социального педагога по коррекции девиантного поведения подростков:

1. Работа с подростком.

2. Работа с семьей девиантного подростка.

3. Работа с учителями.

4. Взаимодействие с другими органами и учреждениями, занимающимися вопросами коррекции девиантного поведения подростков.

Среди методов работы социального педагога можно выделить те, которые применимы в коррекционной работе:

- формирование сознания: взглядов, оценок, понятий, суждений;

- формирование эмоциональных чувств, стремлений, мотивов, идеалов;

-самовоспитание личности: самооценка, самоконтроль, самоорганизация;

- формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности подростка, привычек, отношения с окружающими;

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Первые образовательные учреждения России
Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Славяно-греко-латинская академия (первоначально называлась Эллино-греческой академией) - старейшее высшее учебное заведение России. Этот первый в истории страны центр подготовки кадр ...

Установление роли «успеха» и «ситуации успеха»
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха» в решении образовательных задач, выявление причин, следствий и внутренней логики развития способов и средств активизации познавательной деятельности учащихся на основе реализации психолого-педагогического потенциала успеха требует прежде всего определе ...

Динамика формирования у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке
Последним этапом эксперимента был контрольный, цель которого заключалась в определении эффективности проведенной экспериментальной работы и разработке методических рекомендаций для педагогов. На контрольном этапе эксперимента использовались итоговое занятие, которое мы проводили на констатирующем э ...

Категории