Социально – педагогическая работа с родителями подростков с отклонениями в поведении направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи:
1. Переосмысление позиции и роли родителя.
2. Развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга (детей и родителей).
3. Снижение тревожности и приобретение уверенности в себе.
4. Формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье.
5. Выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
6. Социально-правовое консультирование.
Социально – педагогическая коррекция девиантного поведения подростков может происходить и через учителей, работающих с этими детьми. В этом случае социальный педагог консультирует преподавателей по вопросам индивидуальной работы и обучения, разрешения различных конфликтных ситуаций с учащимися и семьей для оказания диагностической, психокоррекционной помощи учителям и воспитателям, по вопросам общения с подростками.
В коррекционной работе необходимо опираться на особенности подросткового возраста, влияющие на формирование девиантного поведения:
1. Взаимоотношения с родителями, учителями и другими взрослыми.
2. Взаимоотношения со сверстниками.
3. Самовыражение, самопонимание, самооценка.
4. Формирование жизненных ориентиров.
5. Внутреннее (психологическое) одиночество, невыраженность и непонятность другими.
6. Поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного.
7. Неорганизованность.
8. Чувство вины за неблагополучных родителей, отсутствие уважения к родителям и др.
Таким образом, к социально – педагогической коррекции девиантного поведения подростков необходимо подходить комплексно, действовать с разных сторон, используя разнообразные формы и методы работы.
Рассмотрев идеи, теории и концепции Кона И.С., Личко А.Е., Беличевой С.А, Буянова М.И., Львовой М.В., Дубровиной И.В и других исследователей, мы выявили, что девиантное поведение всегда связано с каким - либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, правилам поведения, идеям, ожиданиям, установкам, ценностям.
В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
Видам преступления (уголовные, административные) и аморальных проступков (пьянство, проституция),
Уровню или масштабности отклонения (индивидуальное, массовое),
Внутренней структуре отклонения (принадлежность к группе, половозрастные особенности),
Ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид).
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и на устранение коренных причин и условий, прямо оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.
Определены основные направления и методы деятельности социального педагога по коррекции девиантного поведения подростков:
1. Работа с подростком.
2. Работа с семьей девиантного подростка.
3. Работа с учителями.
4. Взаимодействие с другими органами и учреждениями, занимающимися вопросами коррекции девиантного поведения подростков.
Среди методов работы социального педагога можно выделить те, которые применимы в коррекционной работе:
- формирование сознания: взглядов, оценок, понятий, суждений;
- формирование эмоциональных чувств, стремлений, мотивов, идеалов;
-самовоспитание личности: самооценка, самоконтроль, самоорганизация;
- формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности подростка, привычек, отношения с окружающими;
Статьи по теме:
Особенности детей юношеского возраста
Границы юношеского возраста примерно совпадают с обучением детей в 10-11 классах 16-17 лет, но фактическое вступление подростковый возраст может не совпадать с переходом в 10 класс и происходить на год раньше или позже. Успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их ...
Типы восприятия
Так, учитывая действие трех разных психологических механизмов восприятия, одним; из которых оказывается действие непосредственной перцепции—работа органа слуха, другим—эмоциональные реакции, третьим — мыслительная работа, можно выявить в структуре музыкального содержания соответственно образно-хара ...
Психологические особенности детей
младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – з ...