3. Работа с педагогическим коллективом.
4. Взаимодействие с другими органами и учреждениями, занимающимися вопросами коррекции девиантного поведения подростков.
В зависимости от решаемой проблемы и характера помощи, социальный педагог формирует систему действия, включающую его самого и тех людей, с которыми он сотрудничает в процесс решения конкретных задач.
Чтобы преодолеть отклонения в поведении подростков, прежде всего, социально – педагогическую работу необходимо начать с ознакомления подростков с этими нормами и правилами. У детей с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрослым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения – одно из важнейших направлений их социализации.
Необходимо также учитывать, что отчуждённость подростков часто возникает вследствие их закомлексованности, низкой самооценки, неуверенности в собственных силах. Важно воспитывать у них чувство собственного достоинства, а для этого проявлять к ним повышенную заботу, поверить в них, в воспитательной работе опираться на положительные качества их личности.
Основное содержание работы социального педагога с подростками – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства во взаимоотношениях. Приступая к работе с подростками с девиантным поведением, нельзя проявлять прямолинейность. В отличие от детей младшего возраста подростки совсем не пассивный объект работы, их дезорганизующая активность весьма велика и заставляет с собой считаться. Предложение любой помощи со стороны социального педагога должно «перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему подростка и обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а атрибуты подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) – лишь после этого можно переходить к решению более глубинных вопросов.
В этом случае социальный педагог только добьется успеха, если не игнорирует эти обстоятельства и создает вначале «своеобразный костяк своих единомышленников» среди «трудных» подростков и вовлекает всех остальных в общую деятельность.
Эти две разные задачи приходится решать одновременно. Но этим задачи социального педагога не исчерпываются: он должен постоянно поддерживать доверительные отношения с подростками, расширяя арсенал своих средств воздействия. И при этом социальному педагогу должно быть всё равно, чем занимается подросток, важно, каким он становится в результате этих занятий. У подростков есть потребность в неофициальном и доверительном общении с «умным» взрослым, который придерживается общепринятых моральных принципов, помогающим постичь смысл жизни и ценности человеческих взаимоотношений. И социальный педагог должен реализовать эту потребность. Доверительные отношения между подростком и социальным педагогом исключают традиционные методы – поучение, морализирование, постоянный контроль и т.д. Основным механизмом взаимодействия становиться умение установить контакт и способность принимать подростка, таким, каков он есть.
Система работы социального педагога по коррекции девиантного поведения подростков может быть достаточно разнообразной: она включает в себя приёмы и методы, направленные на социализацию личности; социальный педагог должен видеть пути и способы, помогающие каждому подростку нормализовать отношения, как со своими сверстниками, так и с окружающими людьми, если этого требует ситуация.
Приёмы и методы работы социального педагога могут быть групповые и индивидуальные, даже работая с группой подростков, педагог в первую очередь имеет дело с отдельно взятой личностью. Учёные классифицировали методы как «способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и её средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности» .
Среди методов работы социального педагога можно выделить те, которые применимы в коррекционной работе:
- формирование сознания: взглядов, оценок, понятий, суждений;
- формирование эмоциональных чувств, стремлений, мотивов, идеалов;
Статьи по теме:
Способы формирования пространства урока
Здесь пойдёт речь о трёх способах динамичного и действенного включения школьников в чтение на уроке. Известно, как трудно сейчас сконцентрировать внимание ребёнка на тексте — и не только на уроке литературы. Обсуждение причин этой всеобщей беды мы оставим за границами настоящей лекции, обратившись ...
Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...
Изучение уровня эстетического воспитания старших дошкольников
эстетический воспитание дошкольник программа Экспериментальная работа проводилась в МКДОУ №35 «Малышок» г. Шадринска Курганской области. В Эксперименте участвовало 15 детей в возрасте 5-6 лет, 6 педагогов, 10 родителей. В ходе проведения констатирующего эксперимента нами ставились следующие задачи: ...