Диагностика актуального состояния и причин возникновения девиантного поведения у подростков

Теория образования » Профилактика девиантного поведения учащихся ПУ » Диагностика актуального состояния и причин возникновения девиантного поведения у подростков

Страница 3

Таким образом, по результатам анализа документации и беседы с классным руководителей выяснились некоторые возможные причины девиаций у подростков, что послужило дополнением к общей картине проблем подростков.

Анкетирование родителей

(опросник для родителей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса)

Цель: анализ семейных отношений подростков.

Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис разработали диагностику на выявление существования «механизма патологизирующего семейного наследования» в дисфункциональных семьях.

Данный вид методики мы проводили совместно с психологом школы, т.к. он является довольно сложным в проведении и обработке.

Родителям наших испытуемых был предложен опросник, который содержал утверждения о воспитании детей. В бланке для ответов отмечаются согласие с утверждением, несогласие с утверждением и затруднения в выборе ответа.

После обработки результатов мы можем выявить:

Нарушение воспитательного процесса

-уровень проекции в процессе воспитания,

-степень удовлетворения потребностей подростков,

-количество требований к подростку в семье,

-количество требований – запретов,

-строгость санкций,

-неустойчивость стиля воспитания.

2. Причины отклонений в семейном воспитании (отклонение характера самих родителей и личностные проблемы родителей, решаемые за счёт подростка):

-расширение сферы родительских чувств,

-предпочтение в подростке детских качеств,

-воспитательная неуверенность родителей,

-фобия утраты ребёнка,

-неразвитость родительских чувств,

-проекция на подростка собственных нежелаемых качеств,

-внесение конфликта между родителями в сферу воспитания,

-сдвиг в установках родителей по отношению к подростку в зависимости от пола подростка.

В результате обработки опросников для родителей мы выявили (см. Таблицу № 3).

Таблица № 5 Результаты диагностики родителей (начало экспериментального исследования)

Нарушения воспитательного процесса подростков

Количество чел.

Кто

Уровень проекции в процессе воспитания (гипопротекция воспитание время от времени, подросток на периферии внимания родителей)

2 чел.

Ольга Р.

Антон И.

Строгость санкций

-жестокий стиль воспитания, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения,

-минимальность санкций, без наказаний

1 чел.

2 чел.

Аня А.

Костя Н., Лера К.

Неустойчивость стиля воспитания (смена воспитательных приёмов)

2 чел.

Вася З., Таня С.

Таким образом, в результате трёх видов диагностического исследования выявлены 21 ребёнок, который имеет хотя бы один признак девиации. Именно с такими детьми мы и вели коррекционную работу.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Проблема сюжетно-ролевой игры в исследованиях отечественных психологов и педагогов
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или соци ...

Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни: она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов. Именно этот аспект и стал объектом нашего интереса. Исследование, направленное ...

Показатели и критерии качества образования
Определение уровня подготовленности учащихся всегда относилось к разряду обязательных результатов образовательного процесса, а показателем подготовленности до недавнего времени служила отметка, выставляемая учащемуся на итоговой аттестации учителем или группой учителей. В идеале должен определяться ...

Категории