Таким образом, по результатам анализа документации и беседы с классным руководителей выяснились некоторые возможные причины девиаций у подростков, что послужило дополнением к общей картине проблем подростков.
Анкетирование родителей
(опросник для родителей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса)
Цель: анализ семейных отношений подростков.
Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства.
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис разработали диагностику на выявление существования «механизма патологизирующего семейного наследования» в дисфункциональных семьях.
Данный вид методики мы проводили совместно с психологом школы, т.к. он является довольно сложным в проведении и обработке.
Родителям наших испытуемых был предложен опросник, который содержал утверждения о воспитании детей. В бланке для ответов отмечаются согласие с утверждением, несогласие с утверждением и затруднения в выборе ответа.
После обработки результатов мы можем выявить:
Нарушение воспитательного процесса
-уровень проекции в процессе воспитания,
-степень удовлетворения потребностей подростков,
-количество требований к подростку в семье,
-количество требований – запретов,
-строгость санкций,
-неустойчивость стиля воспитания.
2. Причины отклонений в семейном воспитании (отклонение характера самих родителей и личностные проблемы родителей, решаемые за счёт подростка):
-расширение сферы родительских чувств,
-предпочтение в подростке детских качеств,
-воспитательная неуверенность родителей,
-фобия утраты ребёнка,
-неразвитость родительских чувств,
-проекция на подростка собственных нежелаемых качеств,
-внесение конфликта между родителями в сферу воспитания,
-сдвиг в установках родителей по отношению к подростку в зависимости от пола подростка.
В результате обработки опросников для родителей мы выявили (см. Таблицу № 3).
Таблица № 5 Результаты диагностики родителей (начало экспериментального исследования)
Нарушения воспитательного процесса подростков |
Количество чел. |
Кто |
Уровень проекции в процессе воспитания (гипопротекция воспитание время от времени, подросток на периферии внимания родителей) |
2 чел. |
Ольга Р. Антон И. |
Строгость санкций -жестокий стиль воспитания, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения, -минимальность санкций, без наказаний |
1 чел. 2 чел. |
Аня А. Костя Н., Лера К. |
Неустойчивость стиля воспитания (смена воспитательных приёмов) |
2 чел. |
Вася З., Таня С. |
Таким образом, в результате трёх видов диагностического исследования выявлены 21 ребёнок, который имеет хотя бы один признак девиации. Именно с такими детьми мы и вели коррекционную работу.
Статьи по теме:
Проблема сюжетно-ролевой игры в исследованиях отечественных психологов и
педагогов
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или соци ...
Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного
возраста
Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни: она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов. Именно этот аспект и стал объектом нашего интереса. Исследование, направленное ...
Показатели и критерии качества образования
Определение уровня подготовленности учащихся всегда относилось к разряду обязательных результатов образовательного процесса, а показателем подготовленности до недавнего времени служила отметка, выставляемая учащемуся на итоговой аттестации учителем или группой учителей. В идеале должен определяться ...