Проанализировав психолого-педагогическую и социально – педагогическую литературу по проблеме исследования, мы организовали практическую деятельность, которая состояла из трёх этапов:
1 этап - первичная диагностика (выявление причин девиантного поведение подростков);
2 этап – формирующий (коррекция девиантного поведение подростков);
3 этап – контрольный, вторичная диагностика (динамика поведения подростков).
В экспериментальном исследовании принимали участие 23 подростка 8 д класса МОУ средней общеобразовательной школы № 1 р.п. Маслянино.
Для диагностики актуального состояния причин возникновения девиантного поведения у подростков нами применялись следующие диагностические методики:
Анкетирование подростков.
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.
Анализ школьной документации, беседы.
Анкетирование родителей (опросник для родителей Э.Г.Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса).
Анкетирование подростков.
Нашим испытуемым было предложено ответить на вопросы анкеты.
В результате анкетирования мы выявили следующее (см. Таблицу № 1).
Таблица № 1 Результаты анкетирования (первичная диагностика)
Проблемы |
Кол-во человек |
Кто |
Проблемы в обучении |
5 чел. |
Настя Г., Юра Ш., Вася З., Игорь А., Антон И. |
Напряжённые взаимоотношения с одноклассниками |
6 чел. |
Вася З., Лена П., Тимур М., Таня С., Денис Д., Игорь А. |
Неудовлетворительная самооценка здоровья |
4 чел. |
Ксюша Л., Катя В., Игорь А., Карина Ю. |
Дискомфорт в общении с родителями |
7 чел. |
Лера К., Костя Н., Юра Ш., Антон И., Аня А., Иван П., Ольга Р. |
Неорганизован досуг (скукота, бездеятельность) |
6 чел. |
Егор Щ., Настя Г., Иван П., Лена П., Маша И., Алина О. |
Табакокурение |
12 чел. |
Вася З., Карина Ю., Денис Д., Лена П., Таня С., Аня А., Иван П., Алина О., Юра Ш., Маша И., Егор Щ., Данил Ж. |
Алкоголь |
4 чел. |
Вася З., Денис Д., Лена П., Таня С. |
Наркотики |
1 чел. |
Юра Ш. |
Как видим, по результатам диагностирования из 23 подростков не выявлено проблем только у 2 человек (Олег Д., Андрей Д.), у остальных 21 подростков выявлено:
- по 4 параметрам проблемы у 3 человек (Юра Ш Лена П Вася З.);
- по 3 параметрам проблемы у 4 человек (Игорь А., Таня С., Денис Д., Иван П.);
- по 2 параметрам проблемы у 7 человек (Настя Г., Антон И., Карина Ю., Аня А., Алина О., Маша И., Егор Щ.);
- по 1 параметру проблемы у 7 человек (Тимур М., Ксюша Л., Катя В., Лера К., Костя Н., Данил Ж., Ольга Р.).
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению содержит семь шкал (ключ к тесту в приложении):
Установки на социальную желательность;
Склонности к преодолению норм и правил;
Склонности к аддиктивному поведению;
Склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
Склонности к агрессии и насилию;
6. Волевого контроля эмоциональных реакций;
7. Склонности к делинквентному поведению.
В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты (см. таблицу № 2):
Таблица № 2
№ |
ФИ |
Ш К А Л Ы | ||||||
Соц. желатель- ность |
Преодоление норм правил |
Аддикт. поведение |
Самораз- рушение |
Агрессия, насилие |
Контроль эмоц. реакций |
Делинквен. поведение | ||
Антон И. |
+ |
+ | ||||||
Андрей Д. | ||||||||
Аня А. |
+ |
+ | ||||||
Алина О. |
+ |
+ | ||||||
Вася З. |
+ |
+ |
+ | |||||
Денис Д. |
+ |
+ |
+ | |||||
Данил Ж. |
+ | |||||||
Егор Щ. |
+ |
+ | ||||||
Игорь А. |
+ |
+ | ||||||
Иван П. |
+ |
+ | ||||||
Карина Ю. |
+ | |||||||
Ксюша Л. |
+ | |||||||
Катя В. |
+ | |||||||
Костя Н. |
+ | |||||||
Лена П. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||
Лера К. |
+ | |||||||
Маша И. |
+ | |||||||
Настя Г. |
+ | |||||||
Олег Д. | ||||||||
Ольга Р. |
+ | |||||||
21. |
Таня С. |
+ |
+ | |||||
22. |
Тимур М. |
+ | ||||||
23. |
Юра Ш. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Статьи по теме:
Виды девиантного поведения
Девиантное поведение подразделяют на две большие группы - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и, особенно, правовые нормы. Когда такие поступк ...
Разработка проблемного задания по дисциплине «Технология
швейных изделий», способствующей формированию интеллектуальных умений
В связи с не высокими интеллектуальными имениями, которыми обладают учащиеся необходимо разработать и внедрить в обучение проблемные вопросы и задания. Проблемные вопросы при изучении дисциплины «Технология швейного дела» 1. В виде сборочных схем представьте сравнительную характеристику методов обр ...
Понятие и содержание эстетического воспитания
старших дошкольников
Термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эсте ...