Стремление детей к объединению зависит от совокупности ряда факторов:
педагогических (проявляется в целях, которые ставятся перед воспитанием ребёнка), социальных (социализация личности) и психологических (превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности, рост самосознания, стремление быть самим собой, поиск смысла жизни). В силу того, что дети (да и человек вообще) не могут успешно развиваться и самореализоваться вне социума, они, пишет Никитина Н.И., создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью, для защиты своих специфических интересов и выхода в сферу общественных отношений [7]. Объединяясь, дети собирают воедино свои возможности и силы для достижения поставленной цели в какой–либо деятельности.
Функции детских объединений:
1. Развивающая
Ориентационная
Компенсаторная
«Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели».
«Ориентационная функция обеспечивает условия для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей».
«Компенсаторная создаёт условия для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия».
«Задачи молодёжных и детских общественных объединений:
1. Обеспечение адекватности всей работы с детьми в организациях новыми социально-экономическими отношениями;
2. Помощь в решении самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребёнка;
3. Взаимодействуя с другими социальными институтами;
4. Обеспечение равных возможностей в социальном становлении детей;
5. Создание условий для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода».
В цели деятельности детских и молодёжных общественных объединений можно выделить два аспекта:
– цель, ставящаяся самими детьми, связанная с их успешной социализацией;
– воспитательная цель, ставящаяся взрослыми.
«Детская общественная организация как форма детского движения – это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами. Это относительно закрытая, многоступенчатая структура с подчиненностью нижестоящих вышестоящим, фиксированным членством, обязанностями и правами каждого члена, органа самоуправления, должностного лица. В основе организации – система малых первичных детских структур, через которые реализуется цель, задачи организации, ее законы, права и обязанности. Деятельность организации, ее программу определяют перспективы как организации, так и каждого члена (разряды, степени, звания, должности)».
Общественные объединения и организации могут:
Создавать свои программы, чтобы получить государственную поддержку (на конкурсной основе)
создавать условия для благоприятного и полноценного развития личности
взаимодействовать с другими социальными институтами, в организации социальной помощи населению
создавать органы самоуправления, для решения имеющихся проблем и др.
«Современное детское движение представляет довольно пеструю картину. Его отличительной особенностью является вариативность:
организационно – правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);
масштабов и уровней (международные, республиканские, межрегиональные, региональные);
Статьи по теме:
Детские и молодёжные объединения в системе средств социально –
педагогического процесса
«Общественное объединение – некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей». Цели их деятельности затрагивают такие области как образование, наука, благотворительность, права человека, искусство и т.д. ...
Изменение содержания биологического образования в условиях дифференциации
В практику современной школы широко вошло дифференцированное обучение. Чаще всего оно представлено профильными классами, классами с углубленным изучением отдельных предметов, лицеями, гимназиями. В биологии используется такая форма дифференциации, как элективная (т.е. по выбору). Благодаря элективн ...
Сотрудничество Зеленодольского института машиностроения и информационных
технологий КНИТУ-КАИ с образовательными школами и предприятиями города
Зеленодольска
В конце 90-х годов XX в. предприятия города начали испытывать острую потребность в инженерных кадрах. Поэтому при поддержке Кабинета министров РТ в январе 2000 году был открыт Зеленодольский филиал Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. В условиях экономической и с ...