История развития детских общественных объединений в России и современное состояние детских движений

Теория образования » Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями » История развития детских общественных объединений в России и современное состояние детских движений

Страница 1

«В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве». Так же создавались ученические организации, «Артели тружениц», товарищества. «На рубеже XIX и XX веков в зарубежной Европе активно действовали Майские союзы по охране птиц и животных, идею создания которых предложил финский сказочник Захарий Топелиус. В России первый Майский союз был организован в мае 1898 года в селе Елизаветино Псковской губернии, вернувшейся из Великого княжества Финляндского, помещицей Е.Е. Вагановой. Благодаря публикациям в детских журналах, уже через год Майские союзы стали создаваться на базе многих российских школ и объединять детей 9–11 лет. Эмблемой союза была летящая ласточка. Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов)». В начале XX века в ряде Российских городов начало действовать международное движение «сетлемент» – посёлков культурных людей среди бедного населения. В Москве его организовал в 1906 году педагог Станислав Теофилович Шацкий. «В 1908 году общество было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а в 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь».

Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов. Один из первых скаутов А.М. Вязьмитинов вспоминает, что ещё до официального появления детского движения в Российской Империи, «подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глухие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному».

«В 1906 г. полковник Р. Баден – Пауль, создатель скаутского движения в Англии, издал книгу «Юный разведчик», которую перевели на русский язык. Общество решило, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи». И 30 апреля 1909 года в Павловске под Петербургом штабс-капитан О.И. Пантюхов организовал первое скаутское звено из 7 мальчиков. Этот день официально считается датой основания первого скаутского движения в Российской Империи. «На эмблеме отряда были написаны слова, которые стали девизом всего движения: «Вера в Бога, Верность Царю, Помощь Ближнему» и далее – «Будь готов». В 1910 году в Москве Г.А. Захарченко, написавший первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик», основал «Московскую дружину юных разведчиков». В 1911 году в Петербурге Янчевицкий организовал «Легион юных разведчиков». Дружины скаутов стали возникать во многих городах Российской Империи: в Киеве и Анапе, Астрахани и Архангельске, Воронеже и Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи, Кисловодске и др.

«Покровителем русских скаутов был избран святой Георгий Победоносец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; чтобы не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о событиях из русской истории». Скаутмастером (руководителем отряда) мог быть только человек, достойный подражания. День для скаута не должен был проходить в праздности: он должен был оказывать нуждающимся помощь. Так же отряды организовывали праздники для детей из бедных семей. «Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную форму защитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руководства в отрядах были «приказы». В 1915–16 годах проходили Всероссийские съезды скаутов. Так же они выезжали на летние сельскохозяйственные работы отрядом до 200 человек.

«После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга». «В августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, громили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров». «В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошёл последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его – арестованы. В апреле 1926 г. ОГПУ произвело массовые аресты скаутов и скаутское движение было разгромлено».

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Значение изобразительной деятельности в развитии умственно отсталых детей
Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта. На уроках рисования у учащихся систематически развивается правильное восприятие формы, величины, цвета и положения в ...

Актуальность и условия гуманитарного ориентированного образования
Выработка новых направлений в развитии общей философии образования, в формировании концептуальных основ образования и воспитания невозможны без определения новой, современной парадигмы мировоззрения, которая и должна быть заложена в качестве осевой линии всей системы народного образования и просвещ ...

Социокультурное значения в качестве образования
Проблема качества товаров и услуг, в том числе и образования, в мире существовала всегда. Однако в последнее время она существенно обострилась во всех сферах жизнедеятельности общества, усилив социокультурное значение образования и вызвав необходимость поиска новых подходов к управлению качеством. ...

Категории