Образовательная деятельность студента

Страница 3

Выпускник университета – образованный человек XXI века, который освоил научный базис университетского знания, стал субъектом образовательной деятельности на основе ценностного самоопределения в образовательном пространстве. Он готов к свободной, компетентностно ориентированной профессиональной деятельности. В его психолого-педагогическом портрете субъектности доминируют такие характеристики как:

- принятие себя таким, какой я есть (реалистичный образ «Я» и «Я – будущий профессионал);

- уважение к себе и другим во взаимодействии, корпоративность отношений «Я и другие»;

- креативность деятельности, позитивность критического мышления, независимость в суждениях, склонность к оригинальной, а не стереотипной оценке людей и событий, открытость для иного мнения и нестандартного мышления;

- сосредоточенность на решении проблемы, а не на своих переживаниях по поводу данной ситуации;

- умение ставить цели деятельности, соотносить долгосрочные цели и краткосрочные задания, замысел и его реализацию;

- высокая мотивация достижения (не по принципу «цель оправдывает средства»);

- академическая и профессиональная мобильность, компетентность;

- стремление к отказу от конформизма в культуре собственных отношений;

- отождествление себя с человечеством, наличие субъектного (духовного, нравственного, ценностного) опыта;

- умение строить временную жизненную перспективу;

- толерантность к представителям разных культур и национальностей.

На основании итогов экспериментального исследования в диссертации сделан вывод о том, что выдвинутые в работе гипотетические предположения оказались верны и университет действительно выступает пространством становления субъектности студента.

Разработана концепция становления субъектности студента университета, в которой субъектность выступает одной из целей университетского образования. Субъектность представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения, в способности согласовывать замысел и реализацию, в способность преобразовывать себя и окружающую действительность, в ответственном отношении к себе, собственной деятельности и миру.

Исследованием вскрыты сущностные свойства субъектности студента университета, структурные компоненты, специфика принципов становления, логика реализации ценностно-синергетической концепции становления субъектности студента университета;

Исследованием определена педагогическая сущность субъектности студента, заключающаяся в том, что субъектность студента университета как педагогический феномен представляет собой образовательный результат, определяющий высокую степень жизнетворчества студента независимо от направления выбранной профессиональной специализации. Становление субъектности предполагает изменения в ценностно-смысловом отношении студента к университетскому образованию, развитие позитивного образа «Я – будущий профессионал», отражающем восхождение студента к личностным и профессиональным ценностям.

Выявлены закономерности процесса становления субъектности, позволяющие определить позитивные стратегии становления субъектности как ценностно-смысловой самоорганизации личности студента в пространстве и времени университетского образования.

Доказано, что образовательное пространство университета действительно выступает фактором становления субъектности студента при реализации следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность.

Раскрыты функции ценностно-синергетического подхода в исследовании становления субъектности студента университета.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Ораторами не рождаются
Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком - средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности. Поскольку, родителям так или иначе приходится быть основными учителями для своего ребенка, важно ...

Исследование уровня развития устной речи глухих детей младшего дошкольного возраста
Исследование устной речи глухих детей младшего дошкольного возраста осуществлялось в рамках констатирующей части педагогического эксперимента. Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития устной речи у глухих детей. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: - под ...

Понятие информационно-коммуникационных технологий, их классификация и преимущества
Президентская инициатива «Наша новая школа», учитывая тенденции времени, предлагает основные направления развития общего образования, содержит характеристики школы 21 века: она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотр ...

Категории