Выпускник университета – образованный человек XXI века, который освоил научный базис университетского знания, стал субъектом образовательной деятельности на основе ценностного самоопределения в образовательном пространстве. Он готов к свободной, компетентностно ориентированной профессиональной деятельности. В его психолого-педагогическом портрете субъектности доминируют такие характеристики как:
- принятие себя таким, какой я есть (реалистичный образ «Я» и «Я – будущий профессионал);
- уважение к себе и другим во взаимодействии, корпоративность отношений «Я и другие»;
- креативность деятельности, позитивность критического мышления, независимость в суждениях, склонность к оригинальной, а не стереотипной оценке людей и событий, открытость для иного мнения и нестандартного мышления;
- сосредоточенность на решении проблемы, а не на своих переживаниях по поводу данной ситуации;
- умение ставить цели деятельности, соотносить долгосрочные цели и краткосрочные задания, замысел и его реализацию;
- высокая мотивация достижения (не по принципу «цель оправдывает средства»);
- академическая и профессиональная мобильность, компетентность;
- стремление к отказу от конформизма в культуре собственных отношений;
- отождествление себя с человечеством, наличие субъектного (духовного, нравственного, ценностного) опыта;
- умение строить временную жизненную перспективу;
- толерантность к представителям разных культур и национальностей.
На основании итогов экспериментального исследования в диссертации сделан вывод о том, что выдвинутые в работе гипотетические предположения оказались верны и университет действительно выступает пространством становления субъектности студента.
Разработана концепция становления субъектности студента университета, в которой субъектность выступает одной из целей университетского образования. Субъектность представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения, в способности согласовывать замысел и реализацию, в способность преобразовывать себя и окружающую действительность, в ответственном отношении к себе, собственной деятельности и миру.
Исследованием вскрыты сущностные свойства субъектности студента университета, структурные компоненты, специфика принципов становления, логика реализации ценностно-синергетической концепции становления субъектности студента университета;
Исследованием определена педагогическая сущность субъектности студента, заключающаяся в том, что субъектность студента университета как педагогический феномен представляет собой образовательный результат, определяющий высокую степень жизнетворчества студента независимо от направления выбранной профессиональной специализации. Становление субъектности предполагает изменения в ценностно-смысловом отношении студента к университетскому образованию, развитие позитивного образа «Я – будущий профессионал», отражающем восхождение студента к личностным и профессиональным ценностям.
Выявлены закономерности процесса становления субъектности, позволяющие определить позитивные стратегии становления субъектности как ценностно-смысловой самоорганизации личности студента в пространстве и времени университетского образования.
Доказано, что образовательное пространство университета действительно выступает фактором становления субъектности студента при реализации следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность.
Раскрыты функции ценностно-синергетического подхода в исследовании становления субъектности студента университета.
Статьи по теме:
«История адыхейского народа» Ш.Ногмова
«История адыхейского народа» в концентрированном выражении и в обобщенном виде дает нам представление о возникновении, накоплении и развитии исторических знаний у адыгских народов, начиная с древних времен до XVIII в. Древнему и ранне-средневековому периоду Ногмов уделяет несколько глав. При напи ...
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением
интеллекта
При нарушении умственного развития неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость ко всему новому Л.С.Выготский, Развитие ребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. Отсутствует стремление п ...
Первые образовательные учреждения России
Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Славяно-греко-латинская академия (первоначально называлась Эллино-греческой академией) - старейшее высшее учебное заведение России. Этот первый в истории страны центр подготовки кадр ...