- в изменении характера ценностных выборов собственных образовательных задач и вариантов их самостоятельного решения на основе личностных смыслов и субъектной активности; в овладении умениями творческого проектирования индивидуального образовательного маршрута;
- в обогащении, расширении диапазона самостоятельной деятельности по организации собственной образовательной деятельности, отражающем переход от стихийности к целенаправленности становления субъектности (реализация синергетического закона «от Бытия к Становлению»).
В работе утверждается, что субъектная позиция, как индивидуально-неповторимое внутреннее качество, обладает индивидуальностью, уникальностью, единичностью выраженности и проявления, поэтому возможно фиксирование только общей направленности ее развития.
В исследовании определены четыре стадии становления субъектной позиции студента как критерия эффективности реализации ценностно-синергетической концепции становления субъектности, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Стадии развития субъектной позиции студента университета
Характеристика стадий |
Доминирующие компоненты |
Начальная (объектная) стадия Формируются навыки самопознания, развитие рефлексии и эмпатийной способности, самообладания, профессиональной интерпретации жизненных обстоятельств. Актуализация осознанного построения временной жизненной перспективы. |
Пассивная жизненная позиция, Нечеткие ценностные ориентации, Созерцание времени |
Объектно-субъектная стадия Преобладает трансляция субъектности преподавателем, реализации им педагогических условий субъектного обучения, направленного на актуализацию проявления студентами себя в качестве субъектов деятельности и овладение ими основами субъектного жизнетворчества. Цель данной стадии - создание информационно-субъектного фона обретения студентами ценностей и смыслов собственной образовательной деятельности. Основным личностным результатом является усиление избирательной инициативности и субъектной активности студентов в проблемном поле личностной и профессиональной самореализации (самоорганизации). |
Субъектная образовательная активность, Развивающиеся ценностные ориентации, Пассивно-нейтральное отношение ко времени |
Субъектно-объектная стадия Характеризуется готовность студентов к самостоятельному решению образовательных задач, формированием проектной культуры; преобладанием преобразующих отношений во всех жизненных сферах, в том числе и в образовании; развитием ценностно-смысловых регулятивных механизмов поведения и общения; индивидуальными способами творческого выражения, расширяющими поиск субъектного стиля предстоящей профессиональной деятельности. |
Субъектная образовательная и социальная активность, Четкие ценностные ориентации, Ценностное самоопределение, Построение реалистичной временной перспективы |
Субъектная стадия Практическая реализация индивидуальных образовательных маршрутов как субъектных программ личностно-профессионального саморазвития; осуществление необходимой ценностно-смысловой коррекции самоанализа учебно-профессиональных и жизненных достижений, бифуркационных точек роста; актуализация процесса самосозидания. Самоменеджмент времени и знаний. На данном этапе наблюдается вторичное усиление роли образовательного пространства университета, повышение статусного значения учебных дисциплин в связи с изменением личностных и профессиональных позиций студентов. |
Субъектная образовательная, социальная и коммуникативная активность, Субъектный опыт (познавательный, коммуникативный ценностный, рефлексивный, операциональный, созидательный), Время – активно созидающийся конструкт |
Статьи по теме:
Формирование учебных умений младших школьников в процессе
обучения решению текстовых задач
Обучение предполагает не только овладение учащимися определенной суммой знаний и умений, но и формирование общеучебных умений, которые связаны с самостоятельным получением знаний и их применением в практической деятельности. В публикациях, посвященных общеучебным умениям, приведены их разные класси ...
Рекомендации по
использованию ИКТ в образовательном процессе
Урочная деятельность Уроку с использованием ИКТ свойственно следующее: Ø принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; Ø управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; Ø интерактивность и диалоговый характер ...
Экспериментальная работа по развитию мышления младших
школьников при изучении периметра и площади с использованием
информационно-коммуникационных технологий
Экспериментальная работа проводилась на базе начальной школы №615 г. СПб. Адмиралтейского района в 3А и 3Б классах. Обучение математике в данных классах ведется по традиционной программе по учебникам М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др. Экспериментальная работа осуществлялась поэтапно: ...