Педагогический идеал, описываемый в этих книгах, таков: во главе семьи стоит отец, источник не только земного благополучия семьи, но и ее вечного спасения, источник милости божьей к семье.
Жена не считается равноправной с мужем, она должна во всем повиноваться ему, быть верной ему - и в этом ее главная добродетель.
Дети - не что иное, как только служители родителей, и независимого от родителей положения иметь не могут.
Следует учесть, что руководящий мотив ветхозаветной педагогики в отношениях родителей к детям - последовательный родительский эгоизм, выражающийся в суровом до жестокости унижении детской воли и полном подчинении детей родителям, доходящем до потери детьми всех прав.
Древнерусский воспитательный идеал выражается в различных сборниках нравственно-религиозного содержания: "Пчела", "Прологи", "Домострой" и других. Например, в педагогическом сборнике XVII века повторяется известная мысль о необходимости внушать духовную мудрость детям смолоду. Это внушение совершается в такой последовательности: в первом семилетии нужно обучать детей говорить "благая и чистая словеса, а не худая и скверная"; во втором семилетии дети учатся какому-либо художеству (ремеслу) и особенно оберегаются от дурных примеров; в третьем семилетии дети должны быть обучаемы страху Божию и премудрости, как жить по-божьи и честно гражданствовать.
Важно отметить два события, которые оказали положительное влияние на развитие образования. Это создание Кириллом и Мефодием в IX веке новой азбуки - кириллицы - и появление в 1574 году первой печатной азбуки Ивана Федорова.
Возможности получить даже элементарное образование в России того времени были невелики: школы в крупных городах, как правило, при церквях; мастера грамоты, обучавшие детей на дому; самообразование путем чтения книг, переведенных с иностранных языков.
Следует учесть, что Юго-Западная Русь, входящая в состав Литовского государства, которое объединилось с Польшей в 1386 году, стала испытывать сильнейшее давление со стороны католической церкви. Активное сопротивление насаждению католической веры оказывали православные братства - львовское, киевское, могилевское, луцкое, оршанское и другие, которые организовывались по типу цехов и преследовали исключительно религиозно-благотворительные и просветительские цели.
Братства устраивали элементарные, средние и даже высшие школы, основная цель которых - распространение просвещения в духе православия и подготовка "искусных иереев" для городов и сел.
Содержание обучения в братских школах было достаточно разнообразным: греческий, латинский, русский, польский, славянский языки, грамматика, поэзия, риторика, диалектика, арифметика, церковно-религиозные дисциплины.
Братские школы были "хорошо организованными" школами: их деятельность регулировалась уставом, в организации учебного процесса угадывались черты классно-урочной системы (например, учащиеся по возрасту и уровню подготовленности делились на три достаточно постоянные группы, обучавшиеся по-разному).
Братские школы были открытыми школами в смысле их тесных контактов с родителями учащихся. Единственным условием приема в школу было желание сохранить или обрести православную веру.
Следует подчеркнуть, что все перечисленные особенности братских школ, в принципе отличающие их от иных школ, существовавших в России XVI - XVII веков, позволяют отнести их к первым признакам приближения государственного периода истории русской педагогики.
Статьи по теме:
Современные наработки в организации внеурочной деятельности
по социальному творчеству
В современной литературе встречается большое количество наработок в данной сфере. Рассмотрим схему построения программы внеурочной деятельности по социальному направлению на примере проектов: 1. Проект «Классная клумба»; 2. Проект «Добрые дела для моего класса»; 3. Проект «Наши руки не знают скуки» ...
Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
Социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальной развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Актуальной задачей стало формирование ...
Программа по формированию мотивации учения
«Познай себя и сделай первый шаг» Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя. Франсуа Вийон Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современно ...