Зарождение и периодизация отечественной педагогики

Теория образования » История отечественной педагогики » Зарождение и периодизация отечественной педагогики

Страница 2

Педагогический идеал, описываемый в этих книгах, таков: во главе семьи стоит отец, источник не только земного благополучия семьи, но и ее вечного спасения, источник милости божьей к семье.

Жена не считается равноправной с мужем, она должна во всем повиноваться ему, быть верной ему - и в этом ее главная добродетель.

Дети - не что иное, как только служители родителей, и независимого от родителей положения иметь не могут.

Следует учесть, что руководящий мотив ветхозаветной педагогики в отношениях родителей к детям - последовательный родительский эгоизм, выражающийся в суровом до жестокости унижении детской воли и полном подчинении детей родителям, доходящем до потери детьми всех прав.

Древнерусский воспитательный идеал выражается в различных сборниках нравственно-религиозного содержания: "Пчела", "Прологи", "Домострой" и других. Например, в педагогическом сборнике XVII века повторяется известная мысль о необходимости внушать духовную мудрость детям смолоду. Это внушение совершается в такой последовательности: в первом семилетии нужно обучать детей говорить "благая и чистая словеса, а не худая и скверная"; во втором семилетии дети учатся какому-либо художеству (ремеслу) и особенно оберегаются от дурных примеров; в третьем семилетии дети должны быть обучаемы страху Божию и премудрости, как жить по-божьи и честно гражданствовать.

Важно отметить два события, которые оказали положительное влияние на развитие образования. Это создание Кириллом и Мефодием в IX веке новой азбуки - кириллицы - и появление в 1574 году первой печатной азбуки Ивана Федорова.

Возможности получить даже элементарное образование в России того времени были невелики: школы в крупных городах, как правило, при церквях; мастера грамоты, обучавшие детей на дому; самообразование путем чтения книг, переведенных с иностранных языков.

Следует учесть, что Юго-Западная Русь, входящая в состав Литовского государства, которое объединилось с Польшей в 1386 году, стала испытывать сильнейшее давление со стороны католической церкви. Активное сопротивление насаждению католической веры оказывали православные братства - львовское, киевское, могилевское, луцкое, оршанское и другие, которые организовывались по типу цехов и преследовали исключительно религиозно-благотворительные и просветительские цели.

Братства устраивали элементарные, средние и даже высшие школы, основная цель которых - распространение просвещения в духе православия и подготовка "искусных иереев" для городов и сел.

Содержание обучения в братских школах было достаточно разнообразным: греческий, латинский, русский, польский, славянский языки, грамматика, поэзия, риторика, диалектика, арифметика, церковно-религиозные дисциплины.

Братские школы были "хорошо организованными" школами: их деятельность регулировалась уставом, в организации учебного процесса угадывались черты классно-урочной системы (например, учащиеся по возрасту и уровню подготовленности делились на три достаточно постоянные группы, обучавшиеся по-разному).

Братские школы были открытыми школами в смысле их тесных контактов с родителями учащихся. Единственным условием приема в школу было желание сохранить или обрести православную веру.

Следует подчеркнуть, что все перечисленные особенности братских школ, в принципе отличающие их от иных школ, существовавших в России XVI - XVII веков, позволяют отнести их к первым признакам приближения государственного периода истории русской педагогики.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Понятие, основные причины и формы ДЦП
Термин детский церебральный паралич впервые был введен Зигмундом Фрейдом в 1893 г. Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двига ...

Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника
Оценивая знания учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д. Можно выделить 3 ...

Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере
Мотивационно-потребностная сфера - это система определенных мотивов, ценностных ориентацией, обуславливающей его поведение в течении всей жизни. Мотивационная сфера является ведущей в структуру личности и во многом определяет отношение человека к труду и конкретному виду деятельности в частном. Поз ...

Категории