Таким образом, анализ литературных данных показал необходимость и важность развития двигательной памяти у детей. На развивающих занятиях целесообразно применение таких методов как ролевые и подвижные игры, психогимнастика. При планировании и проведении развивающих занятий необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и учитывать его возрастные и психические особенности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характерна сложная структура дефекта, которая включает в себя не только нарушение речевой функции, но и других познавательных процессов.
Двигательная память играет важную роль при формировании артикуляционных двигательных навыков, навыков ходьбы, письма. Она появляется в первые месяцы жизни ребенка в виде двигательных условных рефлексов. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Сначала ребенок осваивает узкий круг простых движений, потом запоминание и воспроизведение движений расширяется, охватывая все более сложные движения. Развитие памяти происходит не только в период младенческого возраста и первых лет жизни, но и в более позднее время. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.
На коррекционных занятиях следует уделять внимание развитию двигательной памяти, поскольку при ее несформированности могут возникнуть трудности при запоминании артикуляционных укладов звуков и их автоматизации. Это в свою очередь может привести к нарушению звукопроизношения, что впоследствии может отразиться на формировании языковых процессов анализа и синтеза и привести к расстройствам письменной речи.
Изучению двигательной памяти в психологии уделяется значительно меньше внимания, чем другим видам памяти. В раскрытии сущности двигательной памяти в литературе обнаруживаются некоторые расхождения. Одни авторы определяют ее как моторную память, другие – как память на движения.
В литературе мало сведений об изучении двигательной памяти дошкольников (в том числе дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи). В основном исследования проводились на взрослых.
Ученые указывают на важность развития двигательной памяти. Целесообразным является применение таких методов как ролевые и подвижные игры, психогимнастика.
Статьи по теме:
Задачи и методы эстетического воспитания старших
дошкольников
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие Задачи эстетического воспи ...
Литературные игры в старших классах
Постепенно, от класса к классу, учитель усложняет те же игровые задания. Для игры «Продолжи фразу» с девяти-, одиннадцатиклассниками полезны, например, такие цитаты: 1) “Чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я дол ...
Понятие отклоняющегося поведения
Общество всегда уделяет много внимания проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило нео ...