Таким образом, анализ литературных данных показал необходимость и важность развития двигательной памяти у детей. На развивающих занятиях целесообразно применение таких методов как ролевые и подвижные игры, психогимнастика. При планировании и проведении развивающих занятий необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и учитывать его возрастные и психические особенности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характерна сложная структура дефекта, которая включает в себя не только нарушение речевой функции, но и других познавательных процессов.
Двигательная память играет важную роль при формировании артикуляционных двигательных навыков, навыков ходьбы, письма. Она появляется в первые месяцы жизни ребенка в виде двигательных условных рефлексов. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Сначала ребенок осваивает узкий круг простых движений, потом запоминание и воспроизведение движений расширяется, охватывая все более сложные движения. Развитие памяти происходит не только в период младенческого возраста и первых лет жизни, но и в более позднее время. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.
На коррекционных занятиях следует уделять внимание развитию двигательной памяти, поскольку при ее несформированности могут возникнуть трудности при запоминании артикуляционных укладов звуков и их автоматизации. Это в свою очередь может привести к нарушению звукопроизношения, что впоследствии может отразиться на формировании языковых процессов анализа и синтеза и привести к расстройствам письменной речи.
Изучению двигательной памяти в психологии уделяется значительно меньше внимания, чем другим видам памяти. В раскрытии сущности двигательной памяти в литературе обнаруживаются некоторые расхождения. Одни авторы определяют ее как моторную память, другие – как память на движения.
В литературе мало сведений об изучении двигательной памяти дошкольников (в том числе дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи). В основном исследования проводились на взрослых.
Ученые указывают на важность развития двигательной памяти. Целесообразным является применение таких методов как ролевые и подвижные игры, психогимнастика.
Статьи по теме:
Нейролингвистическая точка зрения
Рассматривая проблему с наиболее продуктивной на сегодняшний день нейролингвистической точки зрения, представляется правомерным поставить следующий вопрос: "…что же все-таки является причинным для развития сенсорной афазии - фонематический слух или речевая слуховая агнозия, и могут ли они быть ...
Формы духовного постижения человека и действительности
В педагогической деятельности целесообразно выделение двух планов: рационально-логического и образно-эмоционального, субъективного. Каждый из этих аспектов имеет специфическое значение в педагогической деятельности. Очень важная роль в изучении закономерностей развития и обучения личности принадлеж ...
Пути формирования мотивации
Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет ...