Содержание экологического образования

Теория образования » Экологическое образование младших школьников » Содержание экологического образования

Страница 3

Структурные программы:

Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I – II класс.

Природоведение (основной курс). III, IV класс.

Экология для младших школьников (факультативный курс).

Планета загадок (факультативный курс).

Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» ‒ систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде.

В программе для I класса начинают формироваться первоначальные экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.

Учебный материал II класса логически продолжает изученное в первом классе. Большое внимание уделяется экскурсиям, тематика которых может быть различна, на усмотрение учителя, как, например, экскурсии на водоем, изучение рельефа свое местности, сезонные экскурсии.

Основная цель курса «Природоведение» (III – IV классы) – воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Приоритеты в программе отданы экологическому образованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.

Значительно разнообразнее становятся формы организации учебного процесса. Если при изучении окружающего мира основной формой служил урок, лишь с эпизодическими экскурсиями, то теперь это уроки в природе, и практические занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Значительная роль отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов, экскурсиям.

В учебный материал в III классе включена дополнительная тема для кружковых и внеклассных занятий «Что такое экология», что говорит об экологизации курса природоведения.

Кроме основного курса в программе «Зеленый дом» предлагаются два факультативных: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Они предназначены для III – IV классов четырехлетней начальной школы и для II – III классов трехлетней школы, являются составной частью системы начального естественнонаучного образования и дополнением к курсу природоведения.

Программу А.А. Плешакова «Зеленый дом» можно назвать систематическим экологизированным курсом естествознания для начальной школы. Главная цель проекта – создание условий для формирования у младших школьников основ экологического сознания, необходимого современному человеку, находящемуся в крайне непростых взаимоотношениях с природной средой.

В настоящее время «Зелёный дом» – целостная система учебных курсов, обеспечивающая ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование.

Особенности системы:

– решает проблемы преемственности, связанные с переходом ребёнка от дошкольного к начальному образованию и от начального – к изучению естественных наук в среднем звене;

– включает как основные, так и факультативные курсы, что позволяет полнее учитывать интересы и возможности детей.

Таким образом, содержание экологического образования было рассмотрено на основе четырех видов программ.

Программа «Природа и люди», разработанный З.А. Клепининой, сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения, и вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения.

Программа «Мир и человек» автора А.А. Вахрушева, А.С. Раутеан – новый интегративный курс естествознания для начальной школы, включающий изучение некоторых основ жизни человека и человечества.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

История педагогической мысли и просвещения Казахстана
История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона. ...

Диана Гурцкая
Известная певица Диана Гурцкая - единственная в России незрячая звезда, которая добилась успеха среди обыкновенных людей с нормальным зрением. Диана Гурцкая родилась в Абхазии, в Сухуми в семье бывшего шахтера и бывшего педагога. В раннем детстве девочка ничем не отличалась от остальных маленьких д ...

Опыт организация деятельности учреждений дополнительного образования на примере Астраханского областного эколого-биологического центра
На сегодняшний день в Астраханской области система дополнительного образования детей представлена ярким многообразием учреждений спортивного, технического, художественно-эстетического, социально- педагогического, а также эколого-биологического, туристско-краеведческого и военно-патриотического напр ...

Категории