Работа по внедрению десятибалльной системы оценки знаний обучающихся, мы считаем, оказалась эффективной хотя бы потому, что наших детей стала волновать не только отметка, но и то, сколько человек вложил труда в освоение тех или иных знаний, сколько затратил стараний, творческого потенциала. Ребята говорят: «Один ученик ответил на вопрос идеально, изложил весь материал, использовал дополнительную литературу и высказал свою точку зрения. Ему поставили «отлично». Другой ученик чётко воспроизвёл текст параграфа и не более! А получил ту же пятёрку». 10-балльная система дала больше возможностей показать обучающемуся нюансы в его деятельности. В конечной оценке учебного процесса ученик сможет точно знать следующее:
· какими были его успехи в усвоении учебного материала в целом;
· на каком уровне он его усвоил, какие его умения и навыки;
· какова оценка его творческой деятельности;
· в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу;
· удалось ли ему продвинуться вперёд в повышении своих результатов в учебном труде;
· как действовал в коллективе одноклассников и взрослых.
С введением 10-балльной системы изменилась позиция наших учителей, а также требования к их профессиональным качествам и содержанию педагогической деятельности. Учитель получил не только большую свободу, но и большую ответственность. Его работа отныне не связана с привычной системой «параграф-урок» в режиме изложения, она неизбежно подвела педагога к разработке разнообразных заданий, учитывающих особенности конкретного класса. Учитель вызывает к жизни новые или ранее недостаточно широко используемые виды, методы и формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Чаще используются в практике различные типы тестов, продуктивные и прогностические задачи, анализирующие таблицы, написание обучающимися рецензий и других творческих работ, защиты проектов, поуровневый дидактический материал и поуровневые самостоятельные и контрольные работы, потому что без внедрения разных методик и средств стимулирования познавательной активности и оценки знаний будет невозможно обеспечить в должной мере лучшее выявление и развитие творческих способностей детей, помочь родителям увидеть и развить в детях инициативу и предприимчивость.
Современная педагогика утверждает, что, пока учитель не возбудил в детях желание, учить их бесполезно. И тут на первый план выходит понятие мотивации – «системы мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности», к которым относится и десятибалльная система оценивания, приводящая к возрастанию именно внутренних мотивов. Это выглядит так: «Я очень хочу это сделать. Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в этом. Всё зависит от меня, я – источник, ситуация меняется, если я на неё влияю. Сегодня я стал лучше, чем вчера».
Благодаря внедрению десятибалльной системы, у ученика появляются эталоны достижения, реалистический уровень притязаний к оцениванию, вероятность достижения успеха, самооценка на основе индивидуального стандарта качества, повышается личная ответственность, значимость достижения успеха, привлекательность успеха. При такой организации работы школьники охотно включаются в учебно-познавательную деятельность, испытывая при этом не только напряжение и усталость, но и приятные положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата.
Статьи по теме:
Реализация экспериментальной методики эстетического
воспитания старших дошкольников
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили для себя дальнейшую работу по развитию эстетического восприятия. Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы, по 9 человек в каждой. В начале формирующего эксперимента была сформулиро ...
Характеристика урока физической
культуры с детьми младшего школьного возраста
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных зад ...
Развитие нравственных качеств с помощью технологии "Шаг за шагом"
В последнее время в Республике Беларусь довольно широкое применение получила образовательная технология "Шаг за шагом". Международная программа "Step by Step" разработана специалистами Джоржтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. ...