На уроке по изучению приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Учащиеся при этом располагаются у рабочего места мастера (стоят или сидят на скамейках) таким образом, чтобы каждому из них было четко видно и слышно, что показывает и поясняет мастер. На рабочем месте мастера размещаются необходимые наглядные пособия, инструкционная карта, выполненная на щите размером примерно 80*100 см, тематические щиты, плакаты, образцы, схемы, таблицы – все необходимое для инструктирования. Должно быть обеспеченно хорошее освещение рабочего места и всего, что на нем расположено.
Длительность вводного инструктажа на уроках по изучению приемов операций зависит от места темы в общем процессе производственного обучения, от места урока в системе. Средняя продолжительность такого вводного инструктажа 30-35 минут, но не более 1 часа. Более длительная продолжительность инструктажа не эффективна, так как учащиеся устраняют и не воспринимают разъяснений мастера.
Для вводного инструктажа на уроках при изучении приемов и операций характерна следующая типовая последовательность:
- сообщение темы и цели урока (этап целеустановки);
- проверка знаний и умений учащихся по материалу, связанному с материалом предстоящего урока (этап актуализации);
- объяснение и показ приемов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы;
- разбор документов письменного проектирования;
- разбор технических требований к учебно-производственным работам;
- рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждений и устранения;
- объяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности труда;
- проверка усвоения учащимися материала водного инструктирования;
- пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции, показанных мастером;
- выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам.
Руководство учебно-производственной деятельностью учащихся в процессе упражнений, формирование у них профессиональных умений и навыков мастер осуществляет путем их текущего инструктирования. Это основная форма обучающей деятельности мастера производственного обучения. Основные цели текущего инструктирования учащихся мастером в процессе упражнений в выполнении операций можно представить следующими требованиями – правилами:
1. Добиваться, чтобы учащиеся выполняли учебно-производственные задания с наименьшим количеством ошибок и недостатков.
2. Добиваться, чтобы ошибки и недостатки учащихся в ходе упражнений устранялись настойчиво и до конца.
3. Добиваться, чтобы учащийся сегодня узнал и научился делать больше и лучше, чем он знал и умел делать вчера.
Текущее инструктирование учащихся мастером проводится, как правило индивидуально. Основной организационной формой индивидуального текущего инструктирования являются целевые обходы мастером рабочих мест учащихся.
Кроме целевых обходов возможны и другие варианты форм организации текущего индивидуального инструктирования учащихся мастером: мастер наблюдает за группой со своего рабочего места и дает указания учащемуся, совершающему ошибки, испытывающему затруднения или нуждающемуся в помощи; мастер инструктирует учащегося по его просьбе; учащиеся сами подходят к мастеру, и он инструктирует их на своем рабочем месте. Однако наиболее предпочтительной и рациональной формой организации инструктирования является целевые обходы мастером рабочих мест учащихся.
Обязательным структурным элементом урока производственного обучения является заключительный инструктаж. Он обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа – на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
Статьи по теме:
Образование в России во второй половине XVIII века
Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для ...
Описание методики тематических игр с дошкольниками ДОУ «УМКА» посредством занимательного
математического материала
Данная методика, направленная на изучение дошкольниками тематических игр, и написана мною на основе экспериментальных, исследовательских данных, проводимых в ДОУ «УМКА» г. Минск, Притыцкого ул., 90. Мною была предпринята попытка изложить провести исследования по развитию произвольного внимания у до ...
Физическое развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательных навыков и физических качеств ребенка, развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях, через знакомство с доступными способами его укрепления, создание эмоционально-благоприятной (по ...