Организация слухо-речевой среды

Страница 3

По мнению Г.Л. Выгодской, «игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой переноса словесного значения». Она отмечает, что в игре происходит развитие значений и функций слова. Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора развития речи в игре рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности.

Дети в процессе игровой деятельности овладевают различным речевым материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др. Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшее уточнение и конкретизацию. В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности.

Продуктивные виды деятельности развивающий характер и являются основой для развития речи глухих детей: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной речи.

В процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями, определением таких свойств, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей; узнают названия инструментов и материалов, приемов обследования предметов и техники рисования.

Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения коллективных работ и или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопросы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий и их работ.

Продуктивные виды деятельности способствуют формированию речи как средства общения. Решение этой сложной задачи происходит в естественных условиях при изготовлении различных объектов, когда у детей формируют потребность в слове, понимание речи и умение ею пользоваться, которые затем совершенствуются на других уроках.

Важно то, что каждое усваиваемое слово необходимо ребенку для общения с товарищами, со взрослыми. Без общения оказывается невозможным совместное изготовление предметов. Содержанием разговора детей являются сообщения, просьбы, вопросы, связанные с подготовкой и осуществлением изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется обучению глухих детей умению рассказывать о выполнении задания, отчитываться о проведенных действиях.

В свободной деятельности педагог обсуждает с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организует их общение между собой. Используя разговорную речь. Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов деятельности.

В процессе умственного развития ребенка особая роль принадлежит занятиям по формированию элементарных математических представлений. Усвоение количественных, временных, пространственных представлений, формирование измерительных навыков предполагает и овладение соответствующей терминологией.

Занятия по музыкальному воспитанию имеют важное значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи, развития голоса. В процессе музыкального воспитания происходит обогащение словаря детей специальными терминами и выражениями, что способствует словесному общению в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Другие виды занятий воспитателей или организация свободной деятельности глухих детей, в процессе которых осуществляется трудовое воспитание, физическое развитие, также весьма значимы для речевого развития глухих детей.

Объем, содержание и структура используемого речевого материала в значительной степени зависят от этапа обучения, умений и навыков деятельности. Сложность и характер речевых конструкций определяется требованиями программы по развитию речи.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Особенности умственного развития у детей дошкольного возраста
Методологической основой выявления сущности образного мышления являются труды Мухиной В.С., Елесиной Г.Е., Мульдарова В.К., Брунера Н., Калмыковой З.И., Обуховой Л.Ф., Семенова И.Н., Марцинковской Т.Д., Поддъякова Н.Н. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообраз ...

Понятие информационно-коммуникационных технологий, их классификация и преимущества
Президентская инициатива «Наша новая школа», учитывая тенденции времени, предлагает основные направления развития общего образования, содержит характеристики школы 21 века: она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотр ...

Категория "развитие" и разработка новых педагогических форм
1. Процесс выработки принципиально новых педагогических форм, лишенный фундаментальных философских обоснований, обречён на неудачу. Он никогда не сможет вывести конструкторскую мысль на новую технологическую орбиту. Каким бы гениальным ни было то или иное педагогическое изобретение, оно непременно ...

Категории