Организация слухо-речевой среды

Страница 3

По мнению Г.Л. Выгодской, «игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой переноса словесного значения». Она отмечает, что в игре происходит развитие значений и функций слова. Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора развития речи в игре рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности.

Дети в процессе игровой деятельности овладевают различным речевым материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др. Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшее уточнение и конкретизацию. В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности.

Продуктивные виды деятельности развивающий характер и являются основой для развития речи глухих детей: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной речи.

В процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями, определением таких свойств, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей; узнают названия инструментов и материалов, приемов обследования предметов и техники рисования.

Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения коллективных работ и или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания: вопросы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий и их работ.

Продуктивные виды деятельности способствуют формированию речи как средства общения. Решение этой сложной задачи происходит в естественных условиях при изготовлении различных объектов, когда у детей формируют потребность в слове, понимание речи и умение ею пользоваться, которые затем совершенствуются на других уроках.

Важно то, что каждое усваиваемое слово необходимо ребенку для общения с товарищами, со взрослыми. Без общения оказывается невозможным совместное изготовление предметов. Содержанием разговора детей являются сообщения, просьбы, вопросы, связанные с подготовкой и осуществлением изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется обучению глухих детей умению рассказывать о выполнении задания, отчитываться о проведенных действиях.

В свободной деятельности педагог обсуждает с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организует их общение между собой. Используя разговорную речь. Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов деятельности.

В процессе умственного развития ребенка особая роль принадлежит занятиям по формированию элементарных математических представлений. Усвоение количественных, временных, пространственных представлений, формирование измерительных навыков предполагает и овладение соответствующей терминологией.

Занятия по музыкальному воспитанию имеют важное значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи, развития голоса. В процессе музыкального воспитания происходит обогащение словаря детей специальными терминами и выражениями, что способствует словесному общению в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Другие виды занятий воспитателей или организация свободной деятельности глухих детей, в процессе которых осуществляется трудовое воспитание, физическое развитие, также весьма значимы для речевого развития глухих детей.

Объем, содержание и структура используемого речевого материала в значительной степени зависят от этапа обучения, умений и навыков деятельности. Сложность и характер речевых конструкций определяется требованиями программы по развитию речи.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Образ учителя в понимании педагогов и учащихся
Диагностическое обследование педагогов и учащихся образовательных учреждений осуществлялось по методике «Характеристики современного педагога» (Ф.М. Юсупов), анкете «Современный учитель, какой он?» (Р.В. Манеров) и проективной методике «Незаконченные предложения» (Р.В. Манеров). На основе данных по ...

Сущность понятия творческие способности
Одним из ведущих психологов, занимающихся анализом творческих способностей был Б.М. Теплов. Способности рассматривались Б.М. Тепловым в плане индивидуально-психологических различий. Дифференциальный момент он ввел в само определение понятия: "Во-первых, под способностями разумеются индивидуаль ...

Проблема развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) – это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг ...

Категории