Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач

Теория образования » Актуальные методы и приемы, позволяющие осознанно решать задачи » Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач

Страница 1

Обучение предполагает не только овладение учащимися определенной суммой знаний и умений, но и формирование общеучебных умений, которые связаны с самостоятельным получением знаний и их применением в практической деятельности. В публикациях, посвященных общеучебным умениям, приведены их разные классификации. Наш многолетний опыт работы в начальной школе свидетельствует, что удобнее использовать традиционное выделение следующих общеучебных умений: учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-интеллектуальные. Часто к ним добавляются еще и учебно-коммуникативные умения.

К учебно-организационным относят умения:

- намечать задачи деятельности и рационально планировать их выполнение;

- создавать условия, обеспечивающие успешное выполнение работы (режим дня, организация рабочего места);

- работать в заданном темпе;

- осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- оценивать учебную деятельность. Под учебно-информационными понимают умения работать с учебной книгой и с основными компонентами учебника (оглавлением, вопросами, заданиями к учебному тексту, приложениями, образцами, схемами, таблицами и т.п.), а также осуществлять наблюдения.

Учебно-интеллектуальные умения — это главные и вместе с тем самые сложные умения, поскольку они связаны с развитием таких качеств мышления, как глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность. Уровень интеллектуального развития учащегося определяется главным образом степенью сформированности умений:

—оценивать свои знания и осознавать необходимость новых знаний;

—добывать новые знания;

—приобретать полученные знания (анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для необходимого результата;

—преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму;

—передавать содержание информации в сжатом или развернутом виде.

Учебно-коммуникативные умения — это умения, которые формируются и используются в учебной работе и в процессе общения людей друг с другом; более того, развитые учебно-коммуникативные умения помогают общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. К ним относятся умения:

—слушать (одно из самых трудных умений, требующее сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени);

—слушать и одновременно записывать;

—читать текст и одновременно слушать инструктаж о работе над ним;

—выражать литературным языком свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета;

—доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

—задавать вопросы;

—аргументировать и доказывать.

Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний и создают условия для формирования у младшего школьника практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, способствует формированию общего умения учиться.

Охарактеризуем возможности формирования общеучебных умений при решении текстовых задач в учебно-методическом комплекте Н.Б. Истоминой. Н.Б. Истомина рассматривает процесс решения задач (простых и составных) как переход от словесной модели к математической. В основе этого перехода лежит семантический (смысловой) анализ текста и выделение в нем математических понятий и отношений (математический анализ текста). Учащиеся должны быть подготовлены к этой деятельности, поэтому знакомство с текстовой задачей следует проводить после специальной работы по формированию математических понятий и отношений, которые будут использованы при решении задач. До знакомства с решением задач ученики должны достигнуть определенного уровня развития логических приемов мышления (анализа и синтеза, сравнения, обобщения), а также приобрести определенный опыт в соотнесении предметных, текстовых, схематических и символических моделей, который может использоваться для интерпретации текстовой модели. Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает определенный уровень сформированности:

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей
На уроке по изучению приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Учащиеся при этом располагаются у рабочего места мастера (стоят или сидят на скамейках) таким образом, чтобы каждому из них было четко видно и слышно, что показывает и поясняет мастер. На рабочем ...

Особенности мышления младших школьников
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Что касается мышления младшего школьника, то оно тесно связанное с чувственным познанием мира. Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой т ...

Запреты-обереги, приметы, связанные с домашними животными
1. Оленя, собаку нельзя мучить, плохо обращаться – это грех. После этого сам будешь мучиться. 2. Оленя бить по голове – большой грех, сам заболеешь. 3. Собаки долго воют – плохая весть, кто-то умрёт. 4. Нельзя собаку снеговыбивалкой отряхивать от снега – будет пурга. 5. Когда во время охоты твоя со ...

Категории