Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:
в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность; в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов; в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность; в коммуникативной деятельности, прежде всего следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсорно-моторные качества, либо эмоционально-экспрессивные качества.
Классификация видов одаренности по данному критерию является наиболее важной в плане понимания природы детской одаренности. В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:
как соотносятся одаренность и отдельные способности
существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности
Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей.
Второй возникает естественно, так как анализ одаренности с необходимостью ставить проблему в ее связи с творчеством как закономерным ее результатом.
2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность, потенциальную одаренность
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, и т.д.).
Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще не сформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
Статьи по теме:
Современная педагогическая теория и практика
Особое место в истории отечественного образования и педагогики занимает XX в. В советский период (после Октябрьской революции 1917 г. до начала 1990-х гг.) были достигнуты заметные успехи в развитии образования (введение нормы бесплатного общего для всех, качественный и количественный рост среднего ...
Предматематическое развитие дошкольника в современных образовательных
программах. Анализ программного содержания
Основная задача педагога-воспитателя наполнить повседневную жизнь группы детей дошкольного возраста интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспи ...
Структура методической работы
Внутришкольные методические объединения наиболее известная форма помощи учителям. Внутришкольной методической работой руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а руководителями методических объединений назначаются лучшие учителя, мастера педагогического дела, пользующиеся у к ...