Развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста посредством занимательного математического материала

Теория образования » Тематические комплексы как средство решения образовательных задач в области предматематики » Развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста посредством занимательного математического материала

Страница 1

Развивающая программа составленная мной состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей дошкольного возраста.

Цель программы: развить произвольное внимание детей дошкольного возраста по средствам занимательного математического материала.

Задачи:

формирование произвольности внимания;

развитие познавательных процессов дошкольника;

развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

создание положительного эмоционального настроя;

способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Целевая аудитория: дошкольники ДОУ «УМКА».

Форма проведения: групповые занятия по 20 – 30 минут два раза в неделю, всего 14 занятия. Программа рассчитана на семь недель. Группа 10 - 15 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.

Предмет коррекции: произвольная сфера дошкольника и внимание.

Перед началом цикла и по его окончанию предполагается диагностика произвольного внимания дошкольника.

Формы и методы представления занимательного материала:

Совместная игра воспитателя с ребенком;

Самостоятельная деятельность детей;

Математические праздники и развлечения;

Занятия (в соответствии с учебным расписанием);

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;

Чтение математических сказок.

Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:

Игры шашечного ход

Шашки, шахматы.

Головоломки. Головоломки с палочками.

Разнообразные лото.

Рамки вкладыши.

Блоки Дьениша.

Палочки Кьюзенера.

Игры на классификацию.

Мозаики.

Строительные наборы.

Игры на составление узоров.

Лабиринты.

Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов.

Игры для ориентировки на листе бумаги.

Игры на передвижение.

Игры В. Воскобовича.

Настольно-печатные игры.

Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.

Математические сказки.

Этапы занятий: I - ориентировочный; II - реконструктивный; III - закрепляющий.

Ожидаемые результаты:

снижение отрицательного эмоционального фона ребенка;

приобретение навыков общения с детьми, умения необходимого для адекватного поведения в обществе;

развитие речи и мелкой моторики;

развитие познавательных процессов, произвольной сферы и внимания.

Для оценки эффективности программы проводились диагностические мероприятия, включающие в себя методики: оценка уровня развития произвольного внимания детей дошкольного возраста и исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).

Принципы программы:

учет индивидуальных особенностей, психического здоровья, проблем в развитии;

постепенность развивающе - коррекционного процесса;

игровая форма проведения занятий;

системность проведения занятий, непрерывность;

свободное выражение своего «Я»;

положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка;

преемственность.

Структура занятий по развитию произвольного внимания представлена в Приложении 2. Развернутая программа тематических занятий по развитию произвольного внимания дошкольника посредством занимательного математического материала представлена в Приложении 3.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Виды дифференциации
В основу классификации форм дифференциации положены виды дифференциации и уровни ее реализации. Выделяют следующие виды дифференциации. 1-й – микроуровень - его называют уровнем класса, когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса; этот уровень называется иногда вну ...

Источники педагогического знания в Древней Руси
Источниками педагогического знания в Древней Руси занимались такие ученые как Смирнов В.И., Ярхо В., Петров В.М., Каптерев П.Ф., Громов Н.М. и другие. Как пишет Каптерев П.Ф. «В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила с ...

Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и ...

Категории