Развивающая программа составленная мной состоит из серии занятий, составленных с учетом уровня развития детей дошкольного возраста.
Цель программы: развить произвольное внимание детей дошкольного возраста по средствам занимательного математического материала.
Задачи:
формирование произвольности внимания;
развитие познавательных процессов дошкольника;
развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
создание положительного эмоционального настроя;
способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
формирование базисных математических представлений, речевых умений.
Целевая аудитория: дошкольники ДОУ «УМКА».
Форма проведения: групповые занятия по 20 – 30 минут два раза в неделю, всего 14 занятия. Программа рассчитана на семь недель. Группа 10 - 15 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.
Предмет коррекции: произвольная сфера дошкольника и внимание.
Перед началом цикла и по его окончанию предполагается диагностика произвольного внимания дошкольника.
Формы и методы представления занимательного материала:
Совместная игра воспитателя с ребенком;
Самостоятельная деятельность детей;
Математические праздники и развлечения;
Занятия (в соответствии с учебным расписанием);
Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;
Чтение математических сказок.
Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:
Игры шашечного ход
Шашки, шахматы.
Головоломки. Головоломки с палочками.
Разнообразные лото.
Рамки вкладыши.
Блоки Дьениша.
Палочки Кьюзенера.
Игры на классификацию.
Мозаики.
Строительные наборы.
Игры на составление узоров.
Лабиринты.
Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов.
Игры для ориентировки на листе бумаги.
Игры на передвижение.
Игры В. Воскобовича.
Настольно-печатные игры.
Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.
Математические сказки.
Этапы занятий: I - ориентировочный; II - реконструктивный; III - закрепляющий.
Ожидаемые результаты:
снижение отрицательного эмоционального фона ребенка;
приобретение навыков общения с детьми, умения необходимого для адекватного поведения в обществе;
развитие речи и мелкой моторики;
развитие познавательных процессов, произвольной сферы и внимания.
Для оценки эффективности программы проводились диагностические мероприятия, включающие в себя методики: оценка уровня развития произвольного внимания детей дошкольного возраста и исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона).
Принципы программы:
учет индивидуальных особенностей, психического здоровья, проблем в развитии;
постепенность развивающе - коррекционного процесса;
игровая форма проведения занятий;
системность проведения занятий, непрерывность;
свободное выражение своего «Я»;
положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка;
преемственность.
Структура занятий по развитию произвольного внимания представлена в Приложении 2. Развернутая программа тематических занятий по развитию произвольного внимания дошкольника посредством занимательного математического материала представлена в Приложении 3.
Статьи по теме:
Методология исследования
Для подтверждения своей гипотезы я выбрала для исследования лексико-грамматический тест, который в полной мере мог предоставить мне объективные результаты знания детей. Во время 6 недель своей преддипломной практики мне были предоставлены пять параллелей шестых классов. Я проводила своё исследовани ...
Диагностика актуального состояния и причин возникновения девиантного
поведения у подростков
Проанализировав психолого-педагогическую и социально – педагогическую литературу по проблеме исследования, мы организовали практическую деятельность, которая состояла из трёх этапов: 1 этап - первичная диагностика (выявление причин девиантного поведение подростков); 2 этап – формирующий (коррекция ...
Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...