Заповеди, суеверия-приметы, связанные с отношением к детям, к старшим

Теория образования » Чукотские заповеди как средство воспитания » Заповеди, суеверия-приметы, связанные с отношением к детям, к старшим

Страница 3

К заповеди: «Нельзя убивать чёрного паучка».

Рассказ бабушки Е. Наукыкэ из с. Тавайваам.

- К’ургык’эй – это чёрный маленький домашний паучок. Его нельзя убивать. Он по легенде спас женщину от смерти. Люди вырастили червей, чтоб убить женщину. Паучок ей говорит: «Сегодня тебя поведут на съедение червям. Когда будешь одеваться, скажи им, что тебе надо сходить по малой нужде. Во время оправки пощупай внутри кухлянки, нащупаешь верёвочку – схватись за неё». Когда она стала вставать, паучок быстренько потянул её наверх, в небо унёс. А огромные черви съели своих растителей.

Перевод с чукотского – Гыргольнаут И.Г.

К заповеди: «Плохо всё время сплетничать – твоё плохое слово обернётся против тебя».

Бабушка М. Тынатвал из с. Ваеги поведала такую сказку:

- Жили две женщины: Тульын’эв – Воровка и Пынчойгын’ав – Сплетница. Оставили их люди на стоянке в одной яранге. Вот однажды мимо ехали люди, заехали к ним и заинтересовались, почему они живут одни. Сплетница давай рассказывать: «Нас оставили люди. Первую, воровку, за то, что она воровала, а меня – за то, что всё время рассказывала».

Подумали люди и забрали с собой Тульын’эв, решив, что если её досыта кормить и если она будет иметь всё, то и воровать больше не станет.

Осталась одна сплетница, так и по сей день живёт одна Пынчойгын’ав.

Перевод с чукотского – Гыргольнаут И.Г.

К заповеди: «Поздно вечером или ночью не спеши встречать гостей – возможно, это другие люди, то есть духи-кэльэт едут».

Рассказ Зинаиды Омрын’авыт, матери И.Г. Гыргольнаут:

- На косе стояли две яранги: одна – передняя (что всегда было в любом стойбище), другая – задняя. Уже было поздно вечером. Вдруг видят – едет вдали оленья упряжка. Хозяин передней яранги говорит женщинам, чтобы готовились к встрече гостей, готовили еду. А хозяин задней яранги говорит домочадцам: «Давайте быстренько ужинать и спать ложиться, чтобы гость у нас не остановился».

Так и не дождались гостя. Назавтра двери задней яранги не распахнулись. Пришли соседи проведать, а они все мёртвые лежат в пологе. Говорят, это духи, проезжая мимо, задели их и забрали их души.

К заповеди: «Нельзя из лужи, ручья пить ртом наклоняясь. Грех. Злые духи потянут».

Ученик 6 класса Канчаланской школы – Пчелинцев Михаил

Хозяин реки.

Один юноша бежал за оленями. Весь вспотел, устал. Захотелось ему пить. Видит – рядом река, а в реке вода чистая, прозрачная, каждый камешек можно пересчитать. Нагнулся юноша и стал пить. Хозяин реки сидит у себя в реке и с рыбками играет и видит слюни по воде плавают. Решил узнать, кто это ему воду портит. Выглянул, видит юношу пьющего из реки. Разозлился хозяин реки, схватил юношу за ворот кухлянки и втянул в воду. Утонул юноша. С тех пор и повелось, если хочешь пить, черпни своей кружкой воду и попей.

К заповеди: «Нельзя вечером в доме или на улице громко смеяться, шутить – потянете злых духов».

Рассказ К’аантатко Валерии из с. Кепервээм.

- Это было вправду в Кепервеемской тундре. Жила молодая семья: муж и жена. С ними жили пять сирот: две девочки, три мальчика. Они были ещё маленькие. Однажды семья перекочёвывала зимой. Муж пошёл в стадо, а жене наказал, чтоб она поставила небольшую ярангу. Вечерело, дул холодный западный ветер. Пока женщина ставила ярангу, дети сделали качели, благо в лесу находились. Дети развеселились: громко смеялись, кричали. Женщина успокаивала их, они не слушались. Только когда залезли в полог, тогда они успокоились. После ужина собрались ложиться спать. Вдруг они услышали шаги и смех. Снег скрипел, смех всё громче, а шаги всё ближе. Дети испугались. Вот кто-то уже вокруг яранги стал ходить, и будто в сильный ветер покрышка яранги и шкура полога развевались, жерди аж скрипели. Женщина водила кругом снеговыбивалкой. Так всю ночь они слышали вокруг яранги смех и шаги.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Классификация средств обучения
К средствам обучения относят такие предметы, которые используются в учебно-воспитательном процессе для передачи информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью на различных этапах урока. Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятел ...

Результаты исследования и их интерпретация
Рассмотрим полученные результаты исследования. Начнем с вопроса о том, какие качества воспитателя считают наиболее важными старшие дошкольники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что дети подчеркивают в своих воспитателях "доброту", "вежливость", "ум" ...

Особенности эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой
Декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве. Декоративно-прикладное искусство близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, о ...

Категории