Заповеди, суеверия-приметы, связанные с отношением к детям, к старшим

Теория образования » Чукотские заповеди как средство воспитания » Заповеди, суеверия-приметы, связанные с отношением к детям, к старшим

Страница 2

37. Не ябедничай – на языке вырастет бородавка.

38. Всё время не грусти, а то ушедшие на тот свет скажут: «Этот грустит, давай быстро его заберём».

39. Не возмущайся, не раздражайся, когда ребёнок плачет – ещё страшней в старости оказаться одиноким.

40. Сильно не расхваливай своего ребёнка – у всех хорошие дети, и к ним нельзя плохо относиться – о тебе с твоим ребёнком плохо подумают.

41. Когда вам приносят свежую или новую еду, надо сначала «покормить» природу или бросить в отхожее место маленькие кусочки, или дать домашней собаке. Только после этого угощают детей, а затем и взрослых.

42. Во время «кормления» духов надо проговаривать такие слова: «Мы хорошо живём, пусть богаты в жизни будем, пусть дети и все родственники не болеют».

С ранних лет чукотские дети постоянно видели отношение взрослых к природе и, естественно, впитывали эту философию особой здешней бережливости к родной земле, мудрой и рациональной народной северной экологии.

«Земля кормит оленей – гласит известная чукотская поговорка, – а олени кормят нас». А это значит, что землю, окружающую тундру, нужно строго, неукоснительно беречь.

Вообще всё окружающее, по воззрениям этого народа, требует к себе доброго отношения.

Люди поклонялись воде, земле, солнцу, небу, траве – всему, что окружало в природе человека. И сам человек считался частью живой природы, неотторжимой от неё.

Сызмальства ребёнка воспитывали аккуратности, бережливости, доброте. Всё живое и неживое в природе было возведено в ранг человеческого первоначала. На этом основывалось воспитание детей гуманному отношению к животным, птицам, растениям, насекомым. Экологическое воспитание в естественной природной среде было для подрастающего поколения настоящей школой познания добра, красоты и гармонии.

В чукотском языке есть очень ёмкое по своему значению слово «натайын’к’эн», которое переводится как «грешно, запрещено». Услышав это слово, оно действовало на детей, да и на взрослых, больше, чем длинные нравоучения.

Давая детям какие-то советы, обязательно подкрепляли их рассказами случаев из жизни или рассказывали сказки.

Именно на таких заповедях, запретах-оберегах и приметах-суевериях нужно воспитывать молодое поколение, прививать любовь к родной природе.

К заповеди: «Детей всё время не защищай – вырастут ябедами или не смогут сами себя защитить. Поругаются, потом помирятся».

По этому поводу есть предание «Н’авъанпэнрывылгын» («Драка женщин»), которое повещал житель с. Конергино Г. Пуя:

- Недалеко от Конергино находится место, которое с давних времён называется «Н’авъанпэнрывылгын». Это было давно. Там у сопочки когда-то было маленькое стойбище оленеводов. Играли дети, обидели одного мальчика, и он заплакал. Мать стала защищать его. Поругались все матери, защищая каждая своего ребёнка, и поубивали друг друга. Одна бабушка осталась. Пришли из стада мужчины и видят – все в пологе лежат, холодная часть яранги (чоттагын) вся в крови.

сканирование0005.jpg

К заповеди: «Не шей допоздна, особенно ночью и когда покойник в стойбище».

Рассказ Т.Р. Кергинто из с. Островное:

- Жила одна молодая семья. Жена осталась дома, а муж ушёл в стадо пасти оленей. Жена, ожидая мужа, шила одна до поздней ночи. Вдруг слышит – кто-то шьёт в пологе. Открыла она полог, а там кэлы – злой дух шьёт толстой оленьей кишкой. Женщина испугалась и убежала. Бежит, а за ней кэлы гонится. Чтобы кэлы споткнулся и упал, женщина проводила черту по земле снеговыбивалкой, таким образом преграждая дорогу кэлы. Когда женщина прибежала в стойбище к родителям, она упала и умерла.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Понятие и сущность процесса обучения, его задачи
Сущность процесса обучения - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, - организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; - овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование нау ...

Организация общения в условиях высшей школы. Модели общения преподавателя высшей школы
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение – специфи ...

Теоретические основы организации процесса восприятия
Что лежит в основе системы музыкально-теоретических дисциплин, которая принята в музыкальном образовании во многих странах мира? Анализ учебных планов и программ музыкальных вузов показывает, что в центре этой системы, при самых разнообразных ее вариантах, находятся гармония, контрапункт, музыкальн ...

Категории