Таким образом, анализ литературы свидетельствует о большом значении изобразительной деятельности для формирования личности ребенка, его творчества. Исследователи доказали, что в процессе создания изображения решаются широкие задачи всестороннего, гармоничного развития дошкольников. Установлено, что чем лучше ребенок овладевает изобразительной деятельностью, тем ярче создаваемые им художественные образы. Созданные детьми изображения в лепке вызывают у них эмоционально-положительное отношение не только к вылепленной скульптурке, но и к объектам, которые на нем изображены, о чем свидетельствуют эстетические оценки дошкольников. Мы считаем изобразительную деятельность (лепку) деятельностью, в которой ребенок постепенно овладел изобразительно-выразительными средствами, создает художественные образы, выражая эмоционально-положительное отношение к изображаемым объектам и явлениям. Проведенное изучение современной практики работы с детьми показало, что этому уделяется недостаточное внимание.
Среди условий, способствующих формированию выразительного образа в лепке, можно назвать следующие: в достаточной мере развитые анализаторы; наличие интереса к наблюдаемому объекту; развитие произвольной памяти и процессов мышления, без участия которого воспринятая действительность не может быть переработана в зрительный образ; наличие творческого воображения и развитие эмоциональной сферы. Зрительный образ, возникший в сознании ребенка, необходимо воплотить в процессе лепки в мягком пластичном материале, и поэтому от того, насколько ребенок владеет техникой лепки, зависит успех реализации замысла. Следовательно, формирование выразительного образа в лепке детей, также как и формирование художественного образа, невозможно без взаимосвязи познавательного, изобразительного и технического процессов. Выделенные условия мы попытаемся проверить в ходе своей экспериментальной работы.
Опытно-педагогическая часть нашего исследования состояла из трех этапов. В эксперименте принимали участие 33 дошкольника.
Первый этап экспериментальной работы заключался в определении исходного уровня владения детьми старшего дошкольного возраста декоративной лепкой.
Второй этап экспериментальной работы был направлен на формирование декоративного образа в процессе занятий лепкой.
Третий этап эксперимента заключается в определении эффективности проведенной экспериментальной работы и разработке методических рекомендаций для педагогов.
Статьи по теме:
Организация социально – педагогической работы по коррекции девиантного
поведения у подростков
Исходя из вышесказанного, можно очертить следующие элементы модели социально-педагогической и психологической коррекции девиантного поведения, раскрывающиеся на каждом из этапов этого поведения: Диагностика нарушения общественных требований, норм и законов. Отношение личности к социальным нормам, т ...
Теоретические основы обучения учебному сотрудничеству на уроках английского
языка
Педагогике сотрудничества посвящено значительное количество исследований российских ученых. В работах К.А. Абульхановой-Славской, М.Н. Берулава, А.Л. Журавлёва, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцова рассматривалась психологическая сущность учебного сотрудничества. Изучалась продуктивность различны ...
Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей
при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе
Как было отмечено в параграфе 1.2., работа с произведениями В.Осеевой в начальной школе может быть эффективным средством формирования нравственных ценностей. Большими возможностями для использования произведений В. Осеевой с целью формирования у младших школьников нравственных ценностей обладает вн ...