Другим важным средством искусства является музыка. Д.Б. Кабалевский, М.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, подчеркивали, что музыка обладает «огромной силой воздействия на человека», она способна проникнуть в глубину его души, раскрыть красоту окружающего мира в народной музыке. Современными исследователями доказано, что прослушивание музыкальных произведений влияет на изобразительную деятельность дошкольника (С.А. Бодина, С.В. Былкова, О.П. Радынова и др.). Это связано с тем, что композитор, выражая собственные чувства, представляет детям образец положительного отношения к музыке (в том числе и народной). По мнению С.В. Бодиной музыка способна вызывать у ребенка проявление искренних чувств и переживаний. Г.П. Новиковой показано, что в процессе взаимосвязи изобразительного и музыкального народного искусства у детей формируются эстетическое восприятие, художественно творческая активность в создании декоративных композиций. Музыкальные произведения, передавая характер, настроение народной музыки, оказывают благотворное, успокаивающее влияние на ребенка. Авторам удалось показать значительное влияние на развитие дошкольников изобразительного искусства и народной музыки. Была продемонстрирована доступность предложенного художественного материала в дошкольном возрасте.
Не менее значима чем музыка в формировании у дошкольников навыков лепки приобретает живопись. Отраженный в живописи художественный образ формирует у детей способности к восхищению прекрасным. Общение дошкольников с народным искусством — процесс двусторонний, он предполагает как влияние ребенка на объект декоративно-прикладного искусства, так и преобразующие действия изобразительного искусства на личность дошкольника. Систематическое взаимодействие ребенка с народно-декоративным искусством способно влиять на эмоциональную и поведенческую сферы ребят. Интегрирование различных методов, приемов, и средств воздействия в воспитательно-образовательной работе с детьми находит свое отражение в материале народного искусства, который соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др.). Исследователи считают, что народное декоративное искусство в его разнообразных формах, давно признано наиболее подходящей основой для руководства развитием детского изобразительного творчества. Художественная образность в декоративно-прикладном творчестве детей своеобразна и выступает в виде условных символов и изображений (Л.С. Давыдова). В декоративной деятельности под влиянием фольклора дети от восприятия образцов народного искусства и их отдельных выразительных средств переходят к творческим композициям с использованием различных материалов. Широко известные ученые-педагоги (Т.С. Комарова, Г.П. Новикова и др.) в своей воспитательно-образовательной работе с детьми использовали народное искусство, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Все это эффективно способствовало развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. На основе этих психических процессов у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности. Авторы показали, что становление развития дошкольников осуществляется на основе эстетического восприятия ярких предметов изобразительной деятельности, изделий народного творчества путем формирования у них эстетических представлений. Значительное внимание уделено и использованию в педагогическом процессе эстетических оценок, с помощью которых воспитатель формирует у ребенка представления о красоте. Умение воспринимать искусство развивает у ребенка способность видеть и отражать прекрасное с помощью изобразительной деятельности (лепки). В процессе собственной изобразительной деятельности ребенок проявляет свои творческие способности. Самостоятельная творческая деятельность, проявляющаяся в лепке, развивает эмоциональное восприятие народной изобразительной деятельности, формирует творческие способности ребенка (Т.С. Комарова, Г.И. Островская, Л.П. Печко и др.). За время работы изобразительная деятельность обогатилась новыми средствами создания художественного образа. Работы детей из глины и пластилина стали ярче, выразительней, композиционно более завершенными, благодаря их умению применять в своих работах характерные черты декоративного народного орнамента. Было показано, что объем, содержание конкретных знаний об особенностях того или иного народного орнамента влияет на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. Исследователи сходятся во мнении, что искусство является важнейшим средством воспитания дошкольника. Оно способно побудить человека по-новому взглянуть на лепку, задуматься о глубоких, народных корнях лепки, своем отношении к ней (М.С. Аромнетам, Г.З. Спектор и др.).
Статьи по теме:
Шора Бекмурзович Ногмов – писатель, ученый
Писатель, ученый и просветитель Шора_Бекмурзович Ногмов был лингвистом, историком, этнографом, поэтом, собирателем и пропагандистом родного фольклора. Ш. Б. Ногмов родился в 1801 году в родовом ауле, близ Пятигорска. По словам историка Ад. Берже, «прадед его был природный абадзех и во второй полов ...
Активизация словаря
Слово может быть усвоено активно и пассивно: активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное – лишь понимание этого слова, без его употребления. Активизация словаря – это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц собственной, самостоятельно ...
Принцип отбора упражнений. Классификация артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, ...