Особенности формирования декоративного образа у детей дошкольного возраста

Теория образования » Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста » Особенности формирования декоративного образа у детей дошкольного возраста

Страница 3

Другим важным средством искусства является музыка. Д.Б. Кабалевский, М.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, подчеркивали, что музыка обладает «огромной силой воздействия на человека», она способна проникнуть в глубину его души, раскрыть красоту окружающего мира в народной музыке. Современными исследователями доказано, что прослушивание музыкальных произведений влияет на изобразительную деятельность дошкольника (С.А. Бодина, С.В. Былкова, О.П. Радынова и др.). Это связано с тем, что композитор, выражая собственные чувства, представляет детям образец положительного отношения к музыке (в том числе и народной). По мнению С.В. Бодиной музыка способна вызывать у ребенка проявление искренних чувств и переживаний. Г.П. Новиковой показано, что в процессе взаимосвязи изобразительного и музыкального народного искусства у детей формируются эстетическое восприятие, художественно творческая активность в создании декоративных композиций. Музыкальные произведения, передавая характер, настроение народной музыки, оказывают благотворное, успокаивающее влияние на ребенка. Авторам удалось показать значительное влияние на развитие дошкольников изобразительного искусства и народной музыки. Была продемонстрирована доступность предложенного художественного материала в дошкольном возрасте.

Не менее значима чем музыка в формировании у дошкольников навыков лепки приобретает живопись. Отраженный в живописи художественный образ формирует у детей способности к восхищению прекрасным. Общение дошкольников с народным искусством — процесс двусторонний, он предполагает как влияние ребенка на объект декоративно-прикладного искусства, так и преобразующие действия изобразительного искусства на личность дошкольника. Систематическое взаимодействие ребенка с народно-декоративным искусством способно влиять на эмоциональную и поведенческую сферы ребят. Интегрирование различных методов, приемов, и средств воздействия в воспитательно-образовательной работе с детьми находит свое отражение в материале народного искусства, который соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др.). Исследователи считают, что народное декоративное искусство в его разнообразных формах, давно признано наиболее подходящей основой для руководства развитием детского изобразительного творчества. Художественная образность в декоративно-прикладном творчестве детей своеобразна и выступает в виде условных символов и изображений (Л.С. Давыдова). В декоративной деятельности под влиянием фольклора дети от восприятия образцов народного искусства и их отдельных выразительных средств переходят к творческим композициям с использованием различных материалов. Широко известные ученые-педагоги (Т.С. Комарова, Г.П. Новикова и др.) в своей воспитательно-образовательной работе с детьми использовали народное искусство, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Все это эффективно способствовало развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. На основе этих психических процессов у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности. Авторы показали, что становление развития дошкольников осуществляется на основе эстетического восприятия ярких предметов изобразительной деятельности, изделий народного творчества путем формирования у них эстетических представлений. Значительное внимание уделено и использованию в педагогическом процессе эстетических оценок, с помощью которых воспитатель формирует у ребенка представления о красоте. Умение воспринимать искусство развивает у ребенка способность видеть и отражать прекрасное с помощью изобразительной деятельности (лепки). В процессе собственной изобразительной деятельности ребенок проявляет свои творческие способности. Самостоятельная творческая деятельность, проявляющаяся в лепке, развивает эмоциональное восприятие народной изобразительной деятельности, формирует творческие способности ребенка (Т.С. Комарова, Г.И. Островская, Л.П. Печко и др.). За время работы изобразительная деятельность обогатилась новыми средствами создания художественного образа. Работы детей из глины и пластилина стали ярче, выразительней, композиционно более завершенными, благодаря их умению применять в своих работах характерные черты декоративного народного орнамента. Было показано, что объем, содержание конкретных знаний об особенностях того или иного народного орнамента влияет на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности. Исследователи сходятся во мнении, что искусство является важнейшим средством воспитания дошкольника. Оно способно побудить человека по-новому взглянуть на лепку, задуматься о глубоких, народных корнях лепки, своем отношении к ней (М.С. Аромнетам, Г.З. Спектор и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Общая характеристика математики Л.Г. Петерсон
Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Реализация этой цели требует выполнения таких задач: ...

Составление и усвоение таблиц умножения и деления
В практике довольно часто можно наблюдать, что некоторые учащиеся механически зазубривают результаты табличного умножения, а забыв их, не могут прибегнуть к известным приемам вычисления. Поэтому в процессе составления таблиц и их усвоения надо стремиться развивать у детей умение пользоваться при ум ...

Характеристика музыкально-театрализованной деятельности как средства речевого развития при дизартрии у детей с ДЦПдошкольного возраста
Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, в нашей стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям. Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, п ...

Категории