Особенности формирования декоративного образа у детей дошкольного возраста

Теория образования » Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста » Особенности формирования декоративного образа у детей дошкольного возраста

Страница 2

Исследователь неоднократно подчеркивала, что овладение детьми техникой лепки не является самоцелью. По ее мнению, это необходимо ребенку для свободного выражения своего отношения к окружающему миру. В ряде научных работ авторами прослеживается то, как под влиянием целенаправленного показа произведений искусства (иллюстраций, репродукций картин) обогащается содержательная сторона образа в детской лепке, расширяется тематика работ, происходит конкретизация замысла, проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к сюжету (Т.Н. Доронова, В.В. Ермонская, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова). Наглядный иллюстративный материал содействует выбору ребенком различных способов воплощения замыслов в создании выразительных образов лепки при использовании похожего колорита, форм композиции (Н.П. Сакулина). Как уже отмечалось, изобразительное творчество основывается на хорошем развитии восприятия, образных представлениях, образном мышлении, воображения. Развитие этих процессов будет позитивно сказываться на творчестве дошкольников, во всех их изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой деятельностях дошкольников. Низкая сенсорная культура не позволяет детям творчески решать изобразительные задачи. Взаимосвязь различных видов художественно-творческих деятельностей воспитывает эстетические чувства, проявление эмоциональной отзывчивости, развивает представление о красоте, побуждает к оценке (эмоциональной, словесной) (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, М.Ю. Черток). В решении этой задачи мы исходили из того, что главным условием приобщения детей к лепке является непосредственное взаимодействие детей с пластическим материалом. Непосредственно общаясь с глиной, пластилином дошкольник активно познает особенности и возможности работы с этими материалами, усваивает способы взаимодействия с ними. Постепенно у детей расширяются представления о способах лепки, разнообразии объектов, которых можно изобразить с помощью глины, пластилина. Непосредственное взаимодействие детей с пластическим материалом осуществляется в процессе трудовой деятельности дошкольника.

Помимо непосредственного взаимодействия дошкольника с пластическим материалом, важную роль в приобщении детей к лепке играют опосредованные методы воздействия. Важным для нас является идея о влиянии искусства на формирование у детей навыков лепки. Одним из наиболее ценных средств искусства является литература. Она воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка, способствует развитию познавательного интереса, любознательности, наблюдательности, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. Литература дает возможность расширить представления детей об окружающем мире, предметах лепки. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что ребенку необходимо удовлетворять имеющиеся у него потребности в впечатлениях носящих эстетический характер. Опытно-экспертным путем было доказано, что развитие у дошкольников пластического творчества возможно под влиянием других видов художественно-творческой деятельности. Нашли подтверждение результаты исследования Н.П. Сакулиной о возможности формирования в сознании ребенка старшего дошкольного возраста ярких, зримых образов через информацию, заложенную в поэтических строчках. В работе было показано, что поэтическое произведение, содержащее выразительные художественные образы, способствуют развитию композиционных умений детей: передачи более точного, образного изображения, композиционного выделения главного образа, отражения связи между предметами. Было отмечено, что выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоциональные чувства, подчеркивает главное, индивидуальное в образе, обобщает существенные признаки. Экспериментальные данные дают основание утверждать, что художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, побуждают детей дошкольного возраста к выражению в работе наиболее ярких впечатлений. Кроме того, для усиления выразительности поэтического образа Н.П. Сакулина рекомендует рассматривать вместе с детьми иллюстрации, плоскостные и объемные скульптуры, которые выделяют основные моменты текста, знакомят детей с различными способами изображения объектов, явлений. Ученые рассматривают взаимосвязь изобразительной, литературной и художественно-речевой деятельности детей, подчеркивая, что художественное слово в огромной степени помогает формировать представления детей, особенности передачи желаемого с помощью мягкого материала (глины, пластилина).

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Особенности воспитания детей с нарушенным поведением
Как уже отмечалось, умственная отсталость олигофренической этиологии является непрогрессирующим (непрогредиентным) заболеваниями. Правильное воспитание и выбор типа учебного заведения (вспомогательная школа) позволяют этим детям оптимальным образом реализовать имеющиеся психические возможности и вп ...

Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога
Исследуя условия и факторы профессиональной подготовки педагогов, мы изучили Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, отражающий социальный заказ системе высшего педагогического образования. Заложенные в Госстандарте общие требования к образованности педагога ...

Контроль физического воспитания учащихся
Контролирует физическое воспитание учащихся, как и весь учебный процесс, директор школы. Основные виды такого контроля следующие: всесторонний, или фронтальный — по всем вопросам системы физического воспитания; выборочный — проверяется не вся работа, а только некоторые ее стороны; тематический — пр ...

Категории