Исследование профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения

Теория образования » Исследование профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения

В последние десятилетия происходят серьезные изменения в Российском образовании. Появляются новые учебно-воспитательные заведения, разноуровневые образовательные и воспитательные программы. Целью образовательного процесса в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования становится формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональной деятельности, что изменения содержания, форм и методов организации педагогического процесса. Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием становления психологической компетентности, системообразующим фактором которой выступает способность и стремление к саморазвитию (М.В. Кларин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.М.Федосеева). Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Профессиональное совершенствование педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. При этом педагог открыт новому опыту, знанию, получает удовлетворение от своего труда.

В основе профессионального совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Изучение профессионального и личностного саморазвития требует анализа его источников, что выводит нас на внешние и внутренние факторы развития, систему мотивации. Мотивы образуют движущую силу человеческой активности, определяют характер деятельности, направляют поведение человека к реализации поставленных целей и задач (В.К. Вилюнас, В.И Ковалев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, П.М. Якобсон). Мотивы профессионального развития – это внутренние побуждения, определяющие активность человека, направленную на самоизменение в профессиональном поведении в целом и в разных сторонах самой профессиональной деятельности.

В научной литературе исследуются различные аспекты профессиональной деятельности и, в том числе, проблемы саморазвития и профессионального роста педагога (Т.Ю. Коровина, А.К.Маркова, Л.М. Митина, Р.Х. Шакуров). Но основное внимание в них уделено таким аспектам профессионального совершенствования и развития как содержательный и организационно-педагогический. Внутренние или психологические условия протекания этого процесса изучены недостаточно. Среди таких условий особое место принадлежит мотивации. Общие жизненные ценности и профессиональные установки изменяются с приобретением опыта педагогической деятельности. В связи с этим, встает вопрос об изучении логики тех мотивационных изменений, которые характеризуют становление субъекта профессиональной деятельности, а если рассматривать шире, то и личностных преобразований в целом.

Таким образом, актуальность выбранной нами темы исследования определяется противоречием между недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практической необходимостью в успешной самореализации профессионала.

Проблема: раскрыть механизмы и условия развития профессионально-важных качеств.

Цель исследования: изучение профессионально-важных качеств воспитателя детского общеобразовательного учреждения.

Объект: воспитатели дошкольных общеобразовательных учреждений.

Предмет: профессионально-важные качества воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений.

Гипотеза исследования: анализ и интерпретация результатов исследования профессионально-важных качеств воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений позволит нам разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателей детского сада.

Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) Проанализировать состояние разработанности проблемы профессионального и личностного развития в работах отечественных и зарубежных исследователей.

2) Описать структуру профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения.

3) Исследовать профессионально-важных качеств воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений.

4) Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателей детского сада.

Методологические основы исследования: принцип единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принцип системности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип активности субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский).

Теоретические основы исследования: психолого-педагогические концепции профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков), концепция индивидуального стиля деятельности и общения (Б.А. Вяткин, А.Г. Исмагилова, В.С. Мерлин, М.Р. Щукин), гуманистические теории самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс).

Методы исследования: теоретические (анализ литературы) и эмпирические

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МДОУ № 50 города Арзамаса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализировано состояние разработанности проблемы профессионального и личностного развития в работах отечественных и зарубежных исследователей, описана структура профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения.

Практическая значимость исследования: исследованы профессионально-важные качества воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений, разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателей детского сада.

Статьи по теме:

Воспитательный дом в Москве
Воспитательный дом в Петербурге (1772 г.) Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год) Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год) Коммерческое училище (1772 год). Все это были строго сословные закрытые учебные з ...

Общая характеристика диагностики знаний учащихся на основе информационных технологий
Контроль обучения является одной из главных проблем образования. К сожалению, на практике чаще контроль и диагностика обучения решаются экспериментальным, субъективным образом. Для оценивания знаний учащихся эксперты-педагоги выбирают различные формы зачётов, контрольных работ и экзаменов. При оцен ...

Система управления образованием в России в конце XVIII в
В 1782 г. Екатериной II была создана Комиссия об учреждении народных училищ – первый государственный орган, объединивший в своем ведении все школьное дело в стране. Академик Ф.У.Т. Эпинус, назначенный членом комиссии, сыграл главную роль в выборе правительством направления школьной реформы и разраб ...

Категории