У школьников велико стремление к работе в области художественно-трудовой деятельности. Передовые учителя используют это стремление в целях нравственного и эстетического воспитания ребят, планируют на занятиях мероприятия, осуществление которых отвечает детским интересам, внутренним потребностям и помогает педагогически и целесообразно организовать жизнь учащихся.
В процессе художественно-трудовой деятельности необходимо не только развить у школьников эстетическое чувство идейно-эмоциональное отношение к действительности и искусству, но и формировать нравственно-эстетическое отношение к жизни, к труду, развить лучшие нравственные черты.
Результаты исследований в области методики преподавания художественных дисциплин и опыт передовых учителей показывают, что учащимся ни в коем случае не должен навязываться повод для творчества.
Им должна быть предоставлена возможность реализовать самостоятельно на взволновавшую их и вызвавшую их активность ситуацию, в которой они еще не сумели разобраться. Этот процесс должен начинаться с удивления и изумления изделием, его формой, способом изготовления.
Эстетическое развитие учащихся осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции школьного музея декоративно-прикладного искусства и многое другое.
Говоря об эстетических знаниях и умениях, нельзя не сказать об эстетическом воспитании.
Эстетическое воспитание – целенаправленная система формирования способности человека подходить к миру, оценивать предметы и явления и преобразовывать действительность по законам красоты. Главная цель эстетического воспитания – пробуждение и развитие в людях художников, творцов новой жизни, соответствующих современным представлениям о прекрасном и возвышенном. Эстетическим воспитанием охватываются все сферы человеческой жизни и деятельности – труд, быт, общение и поведение.
В зависимости от уровня эстетического развития не только отдельных учащихся, но и всего коллектива в целом, учитель ставит конкретные задачи повышения эстетической культуры, отбирает наиболее эффектные формы и методы воздействия на учащихся. Он проводит с ними беседы о красоте продукта труда, и что он доставляет эстетическое наслаждение, когда красив, удобен, аккуратен.
По сравнению с другими учебными дисциплинами уроки трудового обучения в начальных классах имеют свои специфические особенности:
1. Основная масса учебного времени (не менее 80%) отводится на практическую работу.
2. Практическая работа имеет четко выраженную общественно полезную направленность.
3. Работа с режущими инструментами проводится при строгом соблюдении правил техники безопасности.
4. Изготовление общественно-полезных изделий требует на каждом уроке постановки четкой и конкретной дидактической цели.
5. Само содержание работы, имеющее общественно-полезную направленность, воспитывает уважение к труду взрослых, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, коллективизм, бережливость, культуру труда, эстетический вкус.
Работа с природными материалами имеет большое значение для эстетического воспитания детей, развития им художественного вкуса, развития творческих способностей, детского воображения. Немало содействует она и воспитанию любви к природе.
Задача работы с природными материалами – пробудить у детей любовь к родной природе, содействовать воспитанию у них патриотических чувств.
Любовь к природе, родному краю и любовь к Родине неразрывны.
Любовь к родному краю призывает людей беречь природу, охранять и приумножать ее богатство. Ради этого люди сажают сады и леса, строят каналы, создают новые озере, моря. Бережно охраняют птиц и зверей, разводят рыб. И этот труд борцов за красоту и богатство природы родного края дарит людям те блага, без которых не мыслимо гармоническое развитие личности.
Статьи по теме:
Описание методики тематических игр с дошкольниками ДОУ «УМКА» посредством занимательного
математического материала
Данная методика, направленная на изучение дошкольниками тематических игр, и написана мною на основе экспериментальных, исследовательских данных, проводимых в ДОУ «УМКА» г. Минск, Притыцкого ул., 90. Мною была предпринята попытка изложить провести исследования по развитию произвольного внимания у до ...
Методика обучения дошкольников спортивным упражнениям
Катание на коньках — это один из важнейших видов спортивных упражнений. Оно имеет циклический характер, т.е. многократную повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности и большую амплитуду этих движений. Катание на коньках принадлежит к числу естественных физических упраж ...
Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с ...