Методические особенности формирования школьников эстетических знаний и умений в процессе изучения технологии обработки природных материалов

Теория образования » Содержание, формы и методы формирования эстетических знаний и умений у учащихся I-IV классов в образовательной области "Технология" » Методические особенности формирования школьников эстетических знаний и умений в процессе изучения технологии обработки природных материалов

Страница 2

В решении этой задачи имеют значение и подготовка к урокам, и прогулки, и экскурсии с целью сбора материалов, и выполнение трудовых заданий на уроках и дома, и занятиях в кружках «Умелые руки». Смысл этих занятий в том, чтобы дать толчок детской фантазии, показать детям, какие возможности таятся в тех материалах, с которыми они часто встречаются, какие интересные и красивые вещи можно из них изготовить.

Надо уметь видеть не только внешнюю красоту природы. Надо проникать в ее внутренние прелести, скрытые от взоров неискушенного человека, в представлении которого причудливо изогнутый корень просто корень, сосновые и еловые шишки просто шишки. В руках умельца с душой художника все это и многое другое, взятое из хранилищ природы – материал для создания великолепных произведений искусства, могущих доставить людям радость встречи с прекрасным. Природа – огромная богатая мастерская для творчества. И надо с раннего детства воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни. Приучаясь с детства видеть красоты природы, ребенок приобретает умение воспринимать красоту искусства, понимать и ценить его. Настоящая, искренняя, глубокая любовь к природе несовместимая с эгоизмом, черствостью, стяжательством.

Чем больше различных изделий из природных материалов учитель может продемонстрировать на уроке, тем скорее он достигнет поставленной цели.

Школьная программа для начальных классов предусматривает проведение уроков трудового обучения с использованием природных материалов в течение всего года. Кроме того, большую роль по созданию поделок из природных материалов можно проводить в кружках, группах продленного дня. Такие занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание, следовательно, организуя такие уроки, надо заранее продумать меры воспитательного характера, направляющие сознание детей на осмысливание содержания поделок. Одновременно надо предусмотреть сбор, обработку и хранение природных материалов. Наконец, надо продумать сохранность созданных детьми поделок и популяризацию, как самого творчества, так и смыслового содержания работы.

Учитель или руководитель кружка заблаговременно, еще до начала учебного года или занятий в кружке, должен продумать и наметить, сколько таких занятий провести в учебном году, какие примерно поделки сделать с детьми на уроке или на занятии кружка, сколько и каких материалов природных и вспомогательных потребуется на весь учебный год.

Заготовку необходимых материалов надо провести заранее, перед началом учебного года или в первые дни занятий. Для этой цели можно использовать учеников старших классов, обычно посещающих школу до начала учебного года.

Заготавливать материал надо на весь учебный год, так как с наступлением зимних холодов все в лесу и в поле будет занесено снегом, и добывать требующиеся материалы очень трудно. Собирать материалы надо с некоторым запасом, учитывая, что при работе неизбежны отходы.

Поиск идеи, замысла будущих работ – исключительно важный путь в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления. Поэтому перед каждым выходом учителя, руководителя кружка и родителей с детьми в лес, поле, сад, и парк надо заранее подготовиться не только организованно, но и методически. Руководитель кружка распределяет между ребятами обязанности, назначает ответственных за хранение и транспортировку в корзинах, ведрах собранных материалов. Причем, это должны делать, чередуясь, физически крепкие ребята.

При выходе в природу обязательно должны быть взяты с собой пила и топор. Без них не снять с дерева большого древесного гриба, не отделить от погибшего дерева корень или интересный сук. Поручить нести и действовать инструментом можно только детям, имеющим навык владения им, и обязательно достаточно дисциплинированным, так как неаккуратное обращение с инструментом может привести к печальным последствиям.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Ошибки полового воспитания и пути их преодоления
Приведу некоторые из самых распространенных ошибочных представлений о поле, какие возникают у детей в первые 6 лет жизни. 1. Девочки, как и мальчики, нередко уверены, что у женщин тоже есть половой член, а когда обнаруживают его отсутствие, задумываются, почему же он не вырос, может быть, случилось ...

Урок как основная форма организации занятий по физической культуре
Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая р ...

Сказочный текст и творческое воображение
Волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф, основанный на образах. Юнг пишет: "Образ есть психическое. Каждый психологический процесс есть образ и "создание образов" . Поэтому эти образы столь же реальны, как и вы сами". образ характеризуется спонтан ...

Категории