Методические особенности формирования школьников эстетических знаний и умений в процессе изучения технологии обработки природных материалов

Теория образования » Содержание, формы и методы формирования эстетических знаний и умений у учащихся I-IV классов в образовательной области "Технология" » Методические особенности формирования школьников эстетических знаний и умений в процессе изучения технологии обработки природных материалов

Страница 4

Растительные природные материалы:

шишки, желуди, орехи, гибкие ветки, солома, кора, сухие плоды, семена.

Эти материалы используют с обработкой или почти без обработки при выполнении разнообразных изделий: игрушек, украшений, сувениров и т.д.

Неорганические природные материалы:

глина, песок, галька, ракушки, мел.

Работая с природными материалами, дети учатся подходить к изделию как к конструкции, состоящий из определенного количества деталей различных размеров, соединенных и собранных в определенной последовательности с помощью инструментов и приспособлений.

Учитывая материальную базу, физические и образовательные возможности детей, учитель подбирает для изготовления из местных природных материалов конкретные объекты труда. При выборе объектов труда для учащихся первых классов учителю следует учитывать недостаточную развитость мелких мышц пальцев у 6–7 летних детей. Поэтому для работы подбирают крупные природные материалы: шишки сосны и ели, крупные каштаны, кочерыжки от початков кукурузы, т.е. такие материалы, которые дети используют в качестве основы изделия без дополнительной обработки. Для соединения мелких деталей (хвоя сосны и ели, веточки брусники, вереска, можжевельника, семена и плоды клена, ясеня, березы, ольхи и др.) употребляют пластилин. В случаях необходимости дети лепят из него остальные детали, недостающие в их изделиях. Для скрепления деталей используют мягкую проволоку и нитки.

Учащиеся II класса выполняют аппликационные работы, изготавливают игрушки из соломы, желудей, веток и т.п. Применение второклассниками буравчика, напильника, ножа позволяют значительно расширить их знания о способах обработки природных материалов.

При работе с природными материалами в III классе учащиеся опираются на некоторый конструкторско-технологический опыт, полученный ими в предыдущие годы. Они хорошо справляются с изготовлением самодельных наглядных пособий и изделий хозяйственно – бытового назначения, используют прутья, солому в сочетании с другими материалами (картоном, тканью, древесиной, проволокой и т.д.).

Выбирая изделия, учитель имеет возможность знакомить детей с местными традиционными и художественными промыслами, получающими в настоящее время широкие перспективы для своего развития.

Уроки по работе с природным материалом целесообразно проводить в первые недели учебного года, сочетая их с лепкой из глины или пластилина. Изучение школьниками образца изделия и сравнения его с изображением на доске или на инструкционной карте становится для учителя основным методическим средством обучения детей последовательности выполнения технологических операций. Требования к выполнению заданий должны учитывать индивидуальные особенности и возможности младшего школьника. Важно помнить, что поощрение стремления детей к самостоятельности, попытки создать новую конструкцию, использование элементов дизайна и др. творческих проявлений способствуют подъему хорошего настроения у них и возникновению желания делать еще лучше, а иногда и больше. Такое образование позволит формировать у детей надежную социально-психологическую ориентацию в современной предметной среде – это и будет обеспечивать профессиональную подготовку, но не в узком, а в широком современном ее понимании.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Показатели и критерии качества образования
Определение уровня подготовленности учащихся всегда относилось к разряду обязательных результатов образовательного процесса, а показателем подготовленности до недавнего времени служила отметка, выставляемая учащемуся на итоговой аттестации учителем или группой учителей. В идеале должен определяться ...

Формула Ньютона-Лейбница
Пусть F(x) – любая первообразная для функции f(x) на отрезке [a,b]. Так как первообразные Ф(х) и F(x) отличаются постоянным слагаемым, то имеет место равенство где С- некоторое число. Подставляя в это равенство значение х=а, будем иметь: Таким образом, для любого значения х, , В частности, при x=b ...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Пос ...

Категории