Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере

Теория образования » Мониторинг образовательных потребностей учащихся 8-9 классов » Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере

Страница 2

Профессиональный путь – длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление человека много: это родители, учителя, коллеги, руководители, социальные работники. Компетентное и продуктивное психологическое сопровождение может осуществлять специально подготовленный человек – психолог-профконсультант. Оказывая человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, психолог не навязывает ему своё мнение, а помогает наметить ориентиры. Выбор своего пути становления – право и обязанность каждой личности, но на перекрёстках и развилках, при появлении усталости, при подъёмах на гору и спусках человек нуждается в помощи и поддержки. Неплохо, если рядом окажется квалифицированный, компетентный специалист – психолог. Именно о таком сопровождении и идёт речь.

Таким образом, психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально- психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворённость трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение – это технология, основанная на единстве четырёх функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях её решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.

Технология психологического сопровождения должна включать в себя изучение мотивационно-потребностной сферы, как определяющей поведение человека.

Каждый человек характеризуется наличием мотивационной сферы системой определённых мотивов, ценностных ориентаций, обуславливающей его поведение в течении всей жизни.

Мотивационная сфера включает в себя потребности и мотивы (рис.2).

Потребности являются первичным, определяющим источником активности человека.

Мотивы - это психологические механизмы поведения человека, являющиеся “внутренним двигателем” поступков личности.

Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку вытекают из различных потребностей.

Выбирая профессию, человек как бы “проецирует” свою мотивационную сферу на будущую профессиональную деятельность, через которую возможно удовлетворение его потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности и тем больше удовлетворение может получить от труда. Только человек с широкими жизненными интересами, с “богатыми потребностями” способен на творческий труд и высокую общественную активность. Следовательно, решение проблемы правильного выбора профессии теснейшим образом связано с изучением формирования соответствующих мотивов. Сознательный выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек осознаёт и общественную значимость труда, правильно оценивать свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему представили осуществлять. Выбирая профессию, надо правильно оценить свои возможности успешного овладения ею, выявить свою пригодность к предстоящей деятельности и наметить оптимальный путь получения специального образования. Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и мало разработанных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Особенности работы по подготовке к школе дошкольников имеющих интеллектуальные нарушения
Психологическая готовность к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Основными компонентами ...

Нейролингвистическая точка зрения
Рассматривая проблему с наиболее продуктивной на сегодняшний день нейролингвистической точки зрения, представляется правомерным поставить следующий вопрос: "…что же все-таки является причинным для развития сенсорной афазии - фонематический слух или речевая слуховая агнозия, и могут ли они быть ...

Особенности использования интерактивных методов на начальном этапе изучения иностранного языка
Организация работоспособной, коммуникабельной группы особенно на начальном этапе обучения чрезвычайно важна. В группу должны входить как мальчики, так и девочки, принадлежащие к разным национальностям. Перед тем, как организовать малые группы и предложить им задания, необходимо детей тщательно подг ...

Категории