Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере

Теория образования » Мониторинг образовательных потребностей учащихся 8-9 классов » Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере

Страница 4

В основе классификации мотивов Маслоу лежит принцип относительного приоритета актуализации мотивов. Согласно этому принципу, прежде чем начнут активироваться и определять поведение человека потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Маслоу выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей.

Потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимым для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом и внутренней побудительной активности.

Прежде всего, необходимо четко определить понятие "образование" и отделить его от других понятий, например, "обучение", "воспитание", ибо иначе мы всегда будем подменять одно понятие другим и, видимо, говорить на разных языках. Образование есть процесс движения к определенному образу, становления чего-то (кого-то) "по образу и подобию .". Далее возникают вопросы педагогической парадигмы, более того, онтологического самоопределения педагога:

- кто (или что) образуется в процессе образования?

- по образу и подобию чего (кого) образуется?

как это (этот) образуется и какова в этом процессе роль внешнего педагогического воздействия?

Вторая сторона рассматриваемой темы связана с понятием "потребность" (по С.И. Ожегову - "надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения"). И тут возникает проблема определения источника вербализации (артикулирования) образовательной потребности. В самом деле, если ребенок (ученик, учащийся и т.д.) движется внутри образовательного пространства к некоему идеальному образу (образцу), то кто тот субъект, внешний взгляд которого на движение ребенка, идеальный образ и само образовательное пространство может определить подлинную надобность тех или иных действий, условий и т.д.? Если это взгляд другого-взрослого (педагога, родителя, психолога и т.д.), то этот взрослый фактически становится Учителем, гуру, демиургом образования ребенка. Если это взгляд самого ребенка, находящегося в рефлексивной позиции относительно своего образования, то практически можно утверждать, что данное образовательное пространство ребенком уже освоено, и это образование для него закончено.

В качестве рабочего в литературе используют синоним - понятие "образовательный заказ".

Рассматривая образовательный заказ школьника и возможность существования школы, ориентированной на этот "генеральный" заказ, очевидно, что подобная школа столкнется как минимум с тремя серьезными проблемами.

Проблема становления школьника в позицию учащегося (не путать с позицией ученика). Чтобы сформулировать заказ для собственного образования, я, как школьник, ученик, должен стать субъектом собственного образования, то есть понимать про образование вообще и свое в частности и начать делать (строить) свое образование. Тем самым стать учащимся. Без нахождения школьника в позиции учащегося-субъекта собственного образования можно вести речь, скорее, об образовательном капризе школьника (или его родителей), нежели о серьезном образовательном заказе.

Проблема профессионализма и академической свободы преподавателя. Чтобы удовлетворять изменяющиеся образовательные заказы учащихся, я, как преподаватель, должен владеть своим предметом настолько, чтобы менять его в зависимости от поступающего заказа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

Формула Ньютона-Лейбница
Пусть F(x) – любая первообразная для функции f(x) на отрезке [a,b]. Так как первообразные Ф(х) и F(x) отличаются постоянным слагаемым, то имеет место равенство где С- некоторое число. Подставляя в это равенство значение х=а, будем иметь: Таким образом, для любого значения х, , В частности, при x=b ...

Педагогическая мысль Древней Руси
Данной проблемой занимались такие ученые как Петров В.М., Пискунов А.И., Лихачев Д.С., Иванов Е.В. и др. Они считают, что педагогическая мысль Древней Руси дошла до нас в памятниках литературы и письменности, не носящих собственно педагогического характера. Чтобы получить адекватное представление о ...

Запреты-обереги, приметы-суеверия, связанные с домашним очагом
1. Из своего дома нельзя давать огонь в другой дом – грех. Собственные домашние духи от обиды оставят вас (огонь, разжигаемый деревянным огнивом считается семейным охранителем, поэтому семьи охраняют свой огонь от всякого соединения с чужим огнём. Обмен предметами домашнего хозяйства, употребление ...

Категории