Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере

Теория образования » Мониторинг образовательных потребностей учащихся 8-9 классов » Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере

Страница 4

В основе классификации мотивов Маслоу лежит принцип относительного приоритета актуализации мотивов. Согласно этому принципу, прежде чем начнут активироваться и определять поведение человека потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Маслоу выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей.

Потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимым для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом и внутренней побудительной активности.

Прежде всего, необходимо четко определить понятие "образование" и отделить его от других понятий, например, "обучение", "воспитание", ибо иначе мы всегда будем подменять одно понятие другим и, видимо, говорить на разных языках. Образование есть процесс движения к определенному образу, становления чего-то (кого-то) "по образу и подобию .". Далее возникают вопросы педагогической парадигмы, более того, онтологического самоопределения педагога:

- кто (или что) образуется в процессе образования?

- по образу и подобию чего (кого) образуется?

как это (этот) образуется и какова в этом процессе роль внешнего педагогического воздействия?

Вторая сторона рассматриваемой темы связана с понятием "потребность" (по С.И. Ожегову - "надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения"). И тут возникает проблема определения источника вербализации (артикулирования) образовательной потребности. В самом деле, если ребенок (ученик, учащийся и т.д.) движется внутри образовательного пространства к некоему идеальному образу (образцу), то кто тот субъект, внешний взгляд которого на движение ребенка, идеальный образ и само образовательное пространство может определить подлинную надобность тех или иных действий, условий и т.д.? Если это взгляд другого-взрослого (педагога, родителя, психолога и т.д.), то этот взрослый фактически становится Учителем, гуру, демиургом образования ребенка. Если это взгляд самого ребенка, находящегося в рефлексивной позиции относительно своего образования, то практически можно утверждать, что данное образовательное пространство ребенком уже освоено, и это образование для него закончено.

В качестве рабочего в литературе используют синоним - понятие "образовательный заказ".

Рассматривая образовательный заказ школьника и возможность существования школы, ориентированной на этот "генеральный" заказ, очевидно, что подобная школа столкнется как минимум с тремя серьезными проблемами.

Проблема становления школьника в позицию учащегося (не путать с позицией ученика). Чтобы сформулировать заказ для собственного образования, я, как школьник, ученик, должен стать субъектом собственного образования, то есть понимать про образование вообще и свое в частности и начать делать (строить) свое образование. Тем самым стать учащимся. Без нахождения школьника в позиции учащегося-субъекта собственного образования можно вести речь, скорее, об образовательном капризе школьника (или его родителей), нежели о серьезном образовательном заказе.

Проблема профессионализма и академической свободы преподавателя. Чтобы удовлетворять изменяющиеся образовательные заказы учащихся, я, как преподаватель, должен владеть своим предметом настолько, чтобы менять его в зависимости от поступающего заказа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

Ценностно-смысловой аспект интерпретации знания
Рациональное постижение знаний - это лишь одно из определений его логического движения, поскольку, если же взять движение мысли в целом, то предмет участвует в нём не только как понятие, но и как предмет понимания (ВС. Библер). Подчёркивая исторический характер понимания, В. Дильтей писал, что куль ...

Задачи и содержание словарной работы
В методических исследованиях одной из главных задач словарной работы справедливо признается задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся. Поскольку словарный запас языка не является механической совокупностью отдельных слов, задачу его обогащения нельзя сводить к введению в ...

Методическая работа в школе
В Российской педагогической энциклопедии (1993 г.) М.М. Поташник дает такое определение: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации есть часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели ее – освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и во ...

Категории