Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере

Теория образования » Мониторинг образовательных потребностей учащихся 8-9 классов » Образовательные потребности личности в мотивационно-потребностной сфере

Страница 8

Не удовлетворены требования населения и к качеству образования. В частности, как показал опрос, более 70% абитуриентов поступают не в тот вуз, в который хотели бы. Как видно из рис. 4, основная масса абитуриентов мечтает получить образование в более престижном вузе (в г.Москве или за рубежом), но поступают в тот вуз, который кажется им более доступным. Открытое обучение, предлагаемое престижными вузами, в этих условиях, очевидно, пользовалось бы большим спросом. Очевидно, что далеко не все желающие обучаться хотели бы и могли бы. Как показывает предварительный анализ, выводы которого подтверждаются результатами социологического исследования, основными препятствиями, мешающими обучаться в традиционной системе образования лицам рассматриваемых социальных категорий, являются:

1.Необходимость для большинства желающих учиться совмещать учебу с основной деятельностью.

Ограниченная пропускная способность традиционной системы образования и связанные с ней необходимость прохождения конкурсного отбора, коррупция и злоупотребления в образовательных учреждениях, неуверенность в своей способности преодолеть конкурсный барьер, заставляющие многих отказаться даже от попыток его преодоления.

Невозможность регулярно посещать учебное заведение вследствие его удаленности, необходимости больших затрат на переезд и проживание или ограниченных возможностей здоровья.

Открытость обучения, понимаемая как гарантированная обучаемому возможность включения в учебный процесс без формальных ограничений в виде вступительных экзаменов, является значимым условием обучения почти для всех отобранных для исследования социальных категорий.

70% абитуриентов (640 тыс. чел.), выбирающих вуз по принципу его доступности или близости к месту жительства, для полного удовлетворения своих образовательных потребностей также заинтересованы в открытом обучении, но 50% абитуриентов-юношей (примерно 25% всех абитуриентов – 160 тыс. чел.) нуждаются в предоставлении на время обучения отсрочки от службы в армии.

Социологическое исследование выявило, что для всех социальных категорий самым существенным условием обучения является возможность совмещения учебы и работы. В необходимости совмещать учебу и работу нуждается 45% опрошенных студентов вузов, свыше 35% сотрудников органов государственной власти и управления, свыше 30% учителей, около 20% опрошенных инвалидов, безработных лиц и жителей сельской местности, что может свидетельствовать как о низком уровне жизни населения, так и о желании сохранить за собой рабочее место в условиях конкуренции на рынке труда.

Гибкость обучения, понимаемая как предоставление учащемуся индивидуального графика занятий и индивидуализированной учебной программы, как правило, может реализовываться без специальных затрат.

В опрошенных социальных категориях от 10% до 20% респондентов нуждаются в предоставлении им возможности составлять индивидуальное расписание занятий; свыше 20% учителей, сотрудников государственных органов власти и управления, студентов считают необходимым условием своего обучения учет их уровня образования и профессиональных интересов при формировании учебных программ.

О конкуренция на рынке образовательных услуг позволяет потенциальному обучаемому выдвигать требования к качеству предлагаемой услуги. В ходе социологического исследования изучены потребительская оценка эффективности средств обучения и правовые ожидания потребителей образовательных услуг.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Характеристика системы дошкольного образования
В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов: - преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; - сети реализующих их образователь ...

Специфика обучения межкультурной коммуникации в средней школе
В настоящем разделе мы рассмотрим вопрос о том, в чем трудность обучения межкультурной коммуникации в условиях средней школы (до и вуза тоже), когда и учитель, и ученик/студент являются носителями одного родного языка и одной культуры. По нашему мнению, этот вопрос достаточно всесторонне исследовал ...

Цель, задачи, содержание и методика экспериментального исследования
Цель: Изучение особенностей представлений о форме, цвете и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. Задачи: 1. Выявить уровень сформированности представлений о цвете. 2. Выявить уровни сформированности представлений о форме. 3. Выявить уровень сформированности представлений о в ...

Категории