Методы и приемы развития фонематических процессов

Страница 3

4. Придумать слова, используя слоги: ра, ру, ри, ря (ра – ракета, рама, барабан, пирамида; ря – моря, заря, коряга, порядок).

5. Из букв данного слова составить новые слова. Например, картошка (карта, рак, шар, крот, роза, гроза, кошка).

6. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков. Предложение: собака лайка лежит на скамейке. Назовите слово, состоящее из 5ти звуков (лайка).

7. Преобразование слов дачка – качка – пачка – тачка – точка – почка – ночка – кочка.

8. Подбор слов к схемам: Буква = Звук (радуга), Буква > Звук (пальто), Буква < Звук (яма).

9. Преобразование слов пол + к = полк, к + рот = крот, п + челка = пчелка, к + осы = косы, п + луг = плуг.

10. Получение новых слов путем перестановки звуков и букв.

Пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово, карп – парк, ручка – круча.

11. Слова, где звуки расположены в обратном порядке (слова-перевертыши)

Нос – сон, кот – ток, лес – сел, дар – рад, сор – рос.

12. Слова – паронимы (мал – мял, вол – вёл, лук – люк, почка – ночка, дачка – тачка).

13. Игра “Строители”. Собираем и разбираем слова по звукам. Например слово баранка ([б], [а], [р], [а], [н], [к], [а]). Затем дети сами по звукам разбирают предложенные слова.

14. Игра “Буква - озорница”. Логопед читает стихи, дети определяют слова, в которых буква-озорница поменяла буквы.

Тащил мышонок в норку

Огромную хлебную горку.

У печки с удочкой сижу

От рыбы глаз я не свожу.

Русская красавица

Своей козою славится.

Усатый кит сидит на печке,

Выбрав теплое местечко.

На поляне лесной

Вырос зуб молодой.

Под березами, где тень

Притаился старый день.

15. Игра” “Чей домик?” На доске схемы слов - - -, - - - -, - - - - - и предметные картинки: рак, кран, собака, стол, слива, весы и т п. Детям предлагается выбрать картинки к схемам.

16. Игра “Какое слово произносят мальчики?” На доске рисунки мальчиков, у которых положение губ с артикуляцией гласных звуков [а], [о], [у], [и] и предметные картинки: тигр, волк, шар, лук и др. Дети должны подобрать картинку в соответствии с произносимым мальчиком гласным звуком.

17. Игра “Какое слово лишнее?” (Соловей, сова, сорока, ворона; шапка, шуба, шарф валенки).

18. Игра “Какой звук пропустил Незнайка?” (- тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан). Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.

19. Игра “Что в середине слова?” Выделить гласный звук в середине слова (картинки: сад, сок, сыр, сом, рак, сор, дым, дом). Дети громко произносят слова, выделяя голосом гласный звук, и обозначают его символом или буквой.

20. Игра “Какой звук спрятался в слове?” Найти гласный звук, обозначить его символом или буквой (сон, мир, зал, суп, волк и др). Слова четко прочитываются, дети показывают символы. Игра “Какое слово спряталось?” (- обот, ли -, за – ор, ве – ы, - уна, с – ва, са – ки, - бра, коз -, - блоко, огуре -).

Система упражнений на дифференциацию “звук” и “буква”.

1. - Из чего строятся слова? (Из звуков). - Из каких звуков? (Гласных и согласных). - Как различаем гласные и согласные звуки? (Когда произносим гласные звуки, воздушная струя не встречает преграду, согласные – есть преграда). - Сколько всего гласных звуков? (6) - А сколько букв? (10) - Назовите буквы гласных звуков ([а],[о],[у],[э], звук [а] обозначаем буквами А и Я). - Когда? Мал – мял рад – ряд (после твердых согласных звук [а] обозначается буквой А, после мягких буквой Я. Буква в начале слова, после Ь и после гласной обозначает 2 звука: яма, семья, армия. Аналогично О-Ё, У-Ю, Э-Е). - Назовите буквы: М, Х, У, Ш, В, Д и др. - Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных). - Как читаются буквы согласных звуков? (Твердо и мягко).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Анализ результатов формирующего эксперимента
Итак, для проведения формирующего эксперимента все 50 учащихся были разбиты на две групп, равные по численности, т.е. в каждой группе было по 25 человек. Итак, формирующий эксперимент проводился с апреля по 15 мая 2009 года. При обучении математике в контрольной группе применялась стандартная, утве ...

Требования к организации работы учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий
§ Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста. § Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и м ...

Педагогика в период позднего феодализма и зарождения капитализма
В течение XVII в. обучение и воспитание становятся все более заметными сферами жизни общества. Вопросы воспитания в это время разрабатывал Епифаний Славинецкий. Его труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, общественных местах, оставил заметн ...

Категории